Все родители с нетерпением ждут, когда ребенок заговорит, мечтают о том, что это произойдет как можно раньше. Но все индивидуально. Некоторые дети уже к году говорят свои первые «мама», «папа» и «дай», а бывает, что и позже - в полтора года и старше.
       Развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности и отличия. Это же касается и развития речи, способности говорить. У девочек этот этап наступает раньше. Они старательно формируют фразы, подражают родителям.    

Словарный запас девочек растет быстро. А вот мальчики начинают говорить позднее и усваивают и воспроизводят сначала слова, обозначающие действия. Интересно и то, что мальчики не особо уделяют внимание правильности речи, предпочитают говорить на своем языке. В качестве примера приведем следующую ситуацию: если девочке нужна игрушка, она постарается ее назвать или описать. А мальчик просто протянет руку и даст команду: "Дай!".

      Существует ряд признаков нормального развития речи у детей:
1. Хорошее физическое развитие в соответствии с нормами развития для возраста;
2. Ребенок повторяет за родителями слова;

3. Малыш контактирует со взрослыми с помощью речи, озвучивает свои просьбы, просит о помощи и т.д.;
4. Ребенок вслушивается в то, что было сказано, старается повторить эти слова правильно;
5. Он хорошо контактирует с близкими и очень стесняется посторонних;
6. У ребенка отсутствуют  какие-либо нарушения, врач-невропатолог не диагностировал неврологических проблем.

       Есть и признаки нарушения развития речи ребенка, по причине которых нужно обратиться за консультацией  специалиста:

1. Задержка физического развития;

2. Было перенесено тяжелое заболевание, в частности, неврологическое;
3. Малыш говорит только на «своем языке» и не пытается говорить так, чтобы другие могли его понимать;
4. Он не просит о помощи взрослых, не озвучивает желания;
5. Все просьбы повторить то, что было сказано, игнорирует;
6. При общении малыш не видит разницы между близкими и посторонними.

      Существует несколько причин задержки развития речи. Перенесенные или хроническими заболевания; у малыша отсутствует необходимость говорить и общаться. Если имеются психологические причины задержки развития речи, то достаточно сменить стиль и принципы воспитания, и результат не заставит себя долго ждать. А вот последствия перенесенных неврологических заболеваний требуют более пристального внимания. И здесь неправильно думать, что к трем годам ребенок перерастет проблему и все исправиться само собой. Не стоит ждать, лучше обратиться к специалистам.

       Ошибочно считается, что ребенок перерастет проблему сам. На практике выходит, что чем раньше родители обращаются за помощью к докторам-логопедам, тем быстрее и проще происходит лечение.