Методы обучения и повышения квалификации совета директоров

Методы обучения и повышения квалификации совета директоров

Прежде чем говорить об этом, будет нелишним повторить два положения:

     Во-первых, председатель совета несет абсолютную ответственность за обеспечение того, что директора изначально подготовлены до необходимого уровня компетентности, и затем постоянно повышают свою квалификацию.

Это одна из трех первостепенных обязанностей председателя. Две другие- это эффективно председательствовать на заседаниях совета и знать, когда следует дать отставку главе исполнительного руководства.

     Во-вторых. существует принципиальное различие между "обучением" и "повышением квалификации".

  Обучение- это необходимый и зачастую механистический процесс, для которого установлен некоторый объем знаний, отношений и умений, гарантирующий компетентность в точно определенной работе. Выработанные процессы обучения позволяют их участникам достичь компетентности по определенным вопросам, а методы аттестации- проверить, насколько эта компетентность достигнута.

На большинстве предприятий подготовка директоров не принимается всерьез, отчасти из-за того, что трудно точно специфицировать их работу. Публикация "Стандартов", разработанных Лондонским институтом директоров, изменила эту ситуацию.

Последовавший за "Стандартами" документ "Рабочая тетрадь директора" определяет основу директорской подготовки.

Логическим продолжением этой основы должно явиться то, что со временем аттестация прошедших подготовку директоров станет нормой, будет создан реестр квалифицированных директоров и их компетентность будет определяться на основе их нахождения в таком реестре, по крайней мере, для компаний, акции которых прошли листинг на бирже.

Директорство начнет приобретать свойства конкретной профессии, включающие систему подготовки, регулярную оценку деятельности, последовательное повышение квалификации, кодекс поведения и процедуру отставки.

  Повышение квалификации отличается от обучения тем, что концентрируется в основном на личности, а не на работе

Слово "Development"- развитие, повышение квалификации происходит от латинского корня volupe, который отражает два аспекта: во-первых, наличие внутреннего "богатства" личности или вещи, и, во-вторых, проявление этого потенциала и его достойное использование.

Нехватка компетентных директоров во всем мире означает, что усилия совета изначально должны быть сфокусированы на их обучении. Только после того как система обучения членов совета налажена, он может подняться до компетенции одновременно:

  • обучение и повышение квалификации каждого члена совета;
  • обучение и повышение квалификации совета как эффективной рабочей группы;
  • постоянное совершенствование предприятия в целом.

Результаты каждого из этих трех процессов должны рассматриваться как источник развития двух других, обеспечение того, чтобы от инвестиций времени и денег возникала добавленная ценность и каждый процесс становился саморегулируемым и самокорректирующимся.

     Эти три процесса развития- основа долгосрочного обучения и жизненно необходимы для выживания и роста предприятия. Они являются сердцем самообучающегося совета и, следовательно, самообучающейся организации.