вопросы при покупке франшизы

          Становление нового финансового проекта процесс сложный и долговременный. Современные маркетинговые инструменты предлагают упрощенный вариант создания собственного прибыльного дела – франшиза. Приобретение франшизы во многом минимизирует основные расходные статьи – раскрутка собственного бренда, техническая и рекламная поддержка, повышение квалификации персонала. Но не всегда заявленные франчайзером условия соответствуют действительности. Для предотвращения будущих конфликтных ситуаций необходимо провести анализ текущего состояния предлагаемых услуг.

Первичное представление формируется на переговорах о приобретении, и именно тогда необходимо задать ряд вопросов продавцу, ответы на которые дадут общую картину по франшизе. Условно вопросы можно разделить на юридические и аналитические.

Юридические

   Договорные и уставные документы. Кажется невероятным, но зачастую при подписании партнерского соглашения не проверяются досконально основные уставные документы франчайзера (копия устава, свидетельство о регистрации ТОО, постановка на налоговый учет и т.д.). Касаемо же договора франшизы, то он должен быт изучен до последнего пункта, ведь именно он является регламентирующим документом в отношениях франчайзинг – франчайзи.

   Права на товарный знак. Право владения товарным знаком с возможностью передачи франчайзи – отличительная черта серьезных франшиз. Но реальная ситуация такова, что лишь каждая вторая компания имеет правовые документы на товарный знак. Остальные либо не регистрировали его, либо сами пользуются без должных на то прав.

   Суммы выплат по договору. Продажа франшизы не благотворительная помощь, а дополнительный финансовый инструмент для увеличения прибыли. Каждая франшиза имеет 2 основных типа денежных взносов – паушальный (разовый, вносится при заключении договора) и роялти (плановые выплаты). Франчайзи должен иметь четкое представление – за что он будет платить. Паушальный включает в себя выкуп совместным владением торговой марки, техническую поддержку, предоставление материального обеспечения. Сумма роялти выплат зависимы от объема сделок, либо могут быть фиксированными.

   Руководство по оперативному управлению. Регламентирующий документ, который определяет действия франчайзи по отношению к партнеру. Является основополагающим, после договора, документом. В нем описаны все механизмы поддержки франчайзи (скидки, бонусы, программы обучения персонала), обязательства франчайзера, их действия при возникновении той или иной ситуации. Зачастую данный документ доступен лишь после подписания договора, так как содержит конфиденциальную информацию.

Аналитические

    Возраст франшизы. В зависимости от долгосрочности проекта и его различной направленности можно говорить о финансовом благополучии франчайзера. Открытие новых направлений в большинстве случаев связано с расширением бизнеса, что указывает на доходность и возможность расширения сфер деятельности. Новая же франшиза может быть лишь временным «спасательным кругом», который позволяет франчайзеру поддерживать свое основное направление деятельности. Это происходит не всегда, но при возможном приобретении новой франшизы необходимо узнать истинные условия создания такой услуги.

     Отзывы других франчайзи о сотрудничестве. Представление о порядочности и прибыльности бизнеса могут дать уже купившие франшизу другие предприниматели. Если франчайзер без проволочек предоставляет координаты своих партнеров, то это говорит о высокой степени доверия и возможной прибыльности.

 Образовательный бизнес по франшизе: 4 совета начинающим