Аренда офиса: 9 советов будущему арендатору       Вы решили снять полноценный офис? Тогда эти советы для вас! Мы расскажем о тонкостях выбора помещения, о том, какие подробности необходимо будет уточнить у собственника, и многое другое. Советы о том, на что обращать внимание при выборе офиса, дает Андрей Петухов - директор по маркетингу и продажам агентства недвижимости «МИАН24».

 1. Определяем приоритеты
       Условно, помещения для бизнеса делятся на две группы: «Front office» (продающий) и «Back-office» (обслуживающий). Определитесь, с какой целью вы собираетесь использовать свой офис. Если вы намерены обслуживать в нем клиентов, и при этом большой поток клиентов ожидается ежедневно, значит, вам необходимо снимать офис где-то в центре города, так, чтобы до него было удобно доехать всем. Другое дело, если общение с клиентами планируется проводить On-line, например, при организации дизайн-студии. В этом случае вам подойдет практически любой офис, в любой части города.Аренда офиса: 9 советов будущему арендатору

2. Ориентируемся на людей
       Многие собственники предпочитают арендовать офис рядом с домом (исходя исключительно из своих интересов) или в «престижном» районе. При этом предприниматели совершенно не ориентируются на удобство простых людей, в следствие чего могут возникнуть проблемы с привлечением клиентов или поиском персонала. Ведь не каждый захочет ездить в отдаленные, спальные районы города, добираясь до работы 2 часа, или ежедневно разоряться на бизнес-ланч по 1500-2000 тысячи тенге. Так что выбирая офис, прежде всего подумайте о своих потенциальных сотрудниках: как они будут ездить на работу, где смогут обедать и так далее. Также большой проблемой может стать парковка, поэтому решите заранее, сколько мест для парковки арендовать для своих работников и клиентов.

3. Класс и цена офиса
       Существуют разные категории офисов, условно их можно разделить на классы: А+, А, А-, B, С, D. «Высота» класса зависит от многих факторов: расположение офиса, качество помещения, развитость инфраструктуры. Чем выше класс, тем выше будет и цена. Но это не значит, что выбирать нужно только по классу здания, необходимо учитывать все характеристики помещения в совокупности. Средняя цена аренды офисов по городам Казахстана очень разнится, однако самая дорогая аренда офисов – в Астане, в среднем 503$ за квадратный метр. В Алматы средняя цена аренды офиса на 2014 год составила 237$ в год. Однако ценовой разброс велик, и в одном и том же городе можно снять офис от 100$ и до…даже представить трудно. Удобнее всего снимать офис в бизнес-центрах. Там при расширении можно будет выбрать более просторное помещение или договориться об аренде соседней комнаты.

4. Используем кризис себе на руку
       Различные кризисы в стране могут сослужить вам хорошую службу. Например, цены на аренду офиса могут упасть из-за создавшейся геополитической ситуации. Даже крупный бизнес в это время, зачастую, отказывается от части занимаемых площадей и переводит свои «Back»-офисы в бизнес-центры, где аренда дешевле. Именно поэтому, поискав, вы можете найти очень выгодные предложения, а также смело торговаться с арендодателями и просить скидку.

5. Комбинируем различные форматы
       Кризис – не кризис, а цена за квадрат в престижных бизнес-центрах все равно останется заоблачной, и пара тысяч, в качестве уступки, вас явно не спасет. Зато вы можете неплохо сэкономить на достижениях современных коммуникационных технологий, переведя работу в On-line режим. Например, для небольшого «продающего офиса» найдите помещение в центре города, а вот обслуживающий «Back»-офис перенесите в отдаленные районы. При этом проблему с «удобством» сотрудников можно решить с помощью удаленной работы из дома, но при условии встречи в офисе раз в неделю.

6. Подводные камни
       Постеснявшись задать некоторые вопросы собственнику помещения изначально, вы можете столкнуться с множеством проблем в будущем. Например, обязательно необходимо уточнить вопрос о «юридической прописке»: будете ли вы официально указаны в списке арендаторов, и сможете ли получить юридический адрес на свою фирму. Если нет, у вас возникнут трудности с открытием расчетного счета в банке. Также нужно «на берегу» договориться о том, кто платит за техническое обслуживание офиса, услугами какого интернет-провайдера вы сможете пользоваться в дальнейшем, и так далее. Заранее решите вопрос и с наружной рекламой, если вам нужна будет вывеска или входная группа. Так, по закону, любая наружная реклама без согласия собственника запрещена.

7. Субаренда
       Субаренда сегодня – стандартная практика. Если выбранное помещение оказалось для вас слишком большим, можете сдать ненужные квадратные метры в субаренду, получая при этом дополнительный ежемесячный доход. Кстати, иногда субаренда может даже покрывать основную часть ваших собственных расходов на аренду офиса. Вы тоже можете снять офис у субарендатора, однако при этом, обязательно запросите у него письменное согласие собственника помещения.Аренда офиса: 9 советов будущему арендатору

8. Аренда или покупка?
       Многих интересует вопрос: а, может, офис выгоднее не арендовать, а купить? Это - вопрос исключительно индивидуальный. И, прежде чем его решать, сопоставьте рост арендных ставок с ростом цен на коммерческую недвижимость. Большинство даже крупных компаний обычно выбирает аренду. При этом существуют также и другие альтернативные варианты: лизинг недвижимости и коммерческая ипотека.

9. Вопрос поиска
       Вы можете искать офис самостоятельно или доверить эту сложную миссию риэлтору. Однако даже обратившись к риэлтору, сначала проведите собственное «расследование»: проштудируйте объявления в интернете, поговорите с собственниками помещений, их агентами. Это поможет вам более детально определиться с собственными требованиями, и быть более уверенным при общении со своим агентом. Выбирая посредника, учитывайте не только срок существования на рынке самого агентства недвижимости, в котором он работает, но и личный стаж риэлтора, количество успешных сделок, манеру общения. Если вам что-то не нравится, не бойтесь менять специалиста.

 

Онлайн-обучение