Представьте, вы поведали обыкновенную историю, приключившуюся с вами или со знакомыми, и получили за это гонорар. Звучит увлекательно, не так ли? Это и есть сторителлинг.

Разберемся, что включено в это понятие.

На улице уже было темно, а журналист Вася все еще не закончил статью. Это почти катастрофа. Вася мог бы отправить статью редактору и так, сырую, все факты-то собраны. Но он точно знал, что чего-то не хватает. Не хватало эмоций, красок, нюансов. Поэтому душа у журналиста была не на месте. И тут автор решил украсить текст небольшими вставками художественного рассказа. Итог — тот самый сторителлинг!

Что общего между старушкой и предпринимателем? Популярное понятие «storytelling» переводится как «рассказывание историй». Точно сформулировать, что включает этот термин, довольно сложно. Несколько десятилетий назад в США начали применять простые рассказы из жизни для иллюстрирования бизнес-кейсов и дали этому явлению название «storytelling».

Выяснилось, что сюда подходят и детские сказки. То есть «storytelling» существовал всегда, но лишь в последние годы он стал термином, бизнес-инструментом.

В чем же отличие сторителлинга от обычных рассказов? Сторителлинг применяется для достижения конкретной цели. Этот инструмент используют и предприниматели, и учителя, и даже священнослужители. Выходит, что старушка, читающая внукам волшебные сказки, тоже вовлечена в сторителлинг. Задача бабушки — объяснить малышам, что такое добро и что такое зло. Бизнесмен же использует этот инструмент для повышения продаж.

Так почему сторителлинг работает? Фишка в том, что истории из жизни вызывают живой эмоциональный отклик. А эмоции — это то, что остается в памяти слушающего гораздо дольше, чем факты, цифры, выводы и прочие сухие данные. Живая история закрепляется в памяти без малейших усилий со стороны человека. Она заставляет задуматься, примерить ситуацию на себя. «А смог бы я?», — задается вопросом слушатель.

Курсы, тренинги по ораторскому мастерству

Помимо этого, история из жизни вызывает доверие и находит отклик в душе. К примеру, дети хотят быть похожими на героя из сказки. И следование его примеру намного эффективнее банальных наставлений: «Не ходи туда! Не делай этого! Веди себя хорошо!».

Как еще используется сторителлинг? Продвижение товаров и услуг, их реклама — в этой сфере наиболее активно используют живые истории. Вспомните хотя бы буренок, пасущихся на альпийских лугах, в рекламе шоколадок Milka. Или же мальчика, который вырос из своей пижамы, потому что часто пил рекламируемое молоко.

А наиболее яростные сторителлеры — это люди, занимающиеся сетевым маркетингом. Всем нам неоднократно приходилось слышать их душевные рассказы о том, что за год удалось на яхту накопить, квартиру в Париже прикупить, хотя и они тоже не верили поначалу в этот бизнес. БАДы, по словам сетевиков, помогли их тетушкам при очень серьезных недугах, когда и врачи были бессильны. Кто-то скептически воспринимает подобные истории, но на многих они действуют, потому что основаны якобы на личном опыте рассказчика.

Сторителлингом увлекаются и представители других сфер бизнеса. Так, глава Armstrong International Дэвид Армстронг использует сторителлинг в процессе обучения сотрудников. Новичкам рассказывают конкретные кейсы из прошлого компании: что произошло и как отреагировало руководство. Таким образом сотрудник понимает, каковы принципы и ценности компании, что важно для начальства. Это дает ему некий ориентир для принятия собственных решений.

Сторителлинг

Несомненно, сторителлинг активно использует и пишущая братия, то есть журналисты и копирайтеры. Фрагмент художественного повествования заметно оживляет текст, привлекает аудиторию. Личные впечатления журналиста с официальной, к примеру, встречи делают репортаж более ярким. Сравните: «Состоялось заседание правительства под руководством премьер-министра. На повестке дня – обсуждение бюджета». Или: «Сегодня члены правительства выглядят особенно оживленными. И дело вовсе не в обсуждении проекта бюджета. Дело в том, что у министра Ивана Ивановича родился долгожданный сын. Коллеги радостно его поздравляют» — а после этого уже и про бюджет не так скучно рассказывать.

С помощью этого приема журналист показывает, что даже министры — такие же люди, как все остальные, у них те же радости и печали. Это вызывает сопереживание у зрителей, чувство сопричастности, вовлекает внутрь повествования. Все воспринимается более ярко, по-настоящему.

Вот и журналисту Васе, о котором речь шла выше, удалось оживить материал сторителлингом.

Очевидно, что владение искусством «сторителлинга» пригодится тем, кто по долгу службы должен выступать перед публикой. Это актеры, ведущие праздников, руководители, менеджеры компаний, политики. Все они должны уметь убедительно и интересно говорить. Чтобы никто и не подумал смотреть в этот момент в окно или водить пальцем по экрану смартфона, чтобы все взгляды были прикованы к выступающему, чтобы публика ловила каждое его слово.

Эти навыки пригодятся и в повседневности. Например, когда хочется привлечь к себе внимание, очаровать кого-нибудь, заслужить уважение в компании. Отличный способ — рассказать историю, которая увлечет каждого.

Существуют курсы и мастер-классы по «интересному повествованию» и искусству публичных выступлений. Проводятся даже отдельные тренинги для мужчин, желающих произвести впечатление на дам. Ведь женщины, как всем известно, «любят ушами».

Читайте также: «Как научиться разговаривать»

Как мы видим, сторителлинг используется для разных целей и различных сферах. А в Соединенных Штатах существует даже официальная профессия сторителлер. Этому обучаются, за это платят зарплату, более того, создаются профессиональные ассоциации сторителлеров. И работают они не только в сфере бизнеса или масс-медиа. Профессиональные рассказчики навещают тяжело больных, разговором внушают им желание жить, победить болезнь.

Сторителлинг становится все более популярным, это уже очевидный тренд. Правильно подобранные и вовремя сказанные слова — сильное оружие. Они помогают заработать, убедить, вылечить, поднять настроение.

Обучающий маркетинг. Как при помощи обучения продавать больше