В середине прошлого века венчурное сообщество, в которое входили бизнесмены всех мастей, инкубаторы, бизнес-ангелы и прочие зажиточные буржуа, убедили всех остальных предпринимателей, что составление бизнес-плана и поиск венчурного капитала есть основа основ каждого стартапа. У них для этого имелись основательные причины: во-первых, огромные деньги, которые они заработают на этой идее, и большие компании, созданные на ее основе.
      Однако на практике лишь единицы успешных бизнесменов пользуются венчурными деньгами. Остальные обходятся иными способами привлечь инвестиции.
      В качестве примера расскажем о сооснователе Go Viral Клаусе Мосхольме. Эта датская компания была создана в 2005 году и занималась распространением рекламы посредством сетевых вирусных технологий в интернете. Клаус и его партнеры инвестировали в развитие своей компании деньги, заработанные этой же компанией. В результате Go Viral стала лидером в Европе по хостингу и распространению такого контента. В 2011 компания была продана почти за сто миллионов долларов, хотя основатели этого бизнеса не использовали ни копейки венчурного капитала. Бизнес развивался исключительно на заработанные самостоятельно деньги.
        Привлеченные средства не только не необходимы, но порой и откровенно вредны для стартапов. По информации венчурного инвестора Фреда Уилсона, представляющего компанию Union Square Ventures, сумма, привлеченная стартапом в начале работы, обратно пропорциональна его успеху в будущем. Чем меньше денег, тем вероятней успех, подчекивает мистер Уилсон. Хотя и признает, что сам в шоке от этих данных.
       Выводы эксперта основаны на том, что преждевременное привлечение инвестиций таит в себе массу проблем. При чем последствия будут на всех этапах инвестиционного цикла.

Курсы предпринимательства

  1. Общение с венчурными инвесторами отвлекают от самого бизнеса. В тот момент, когда все силы нужно направить на развитие, поиск клиентов, качественную работу, формирование репутации, предприниматель обивает пороги венчурных фондов. По мнению руководителя Connect Ventures Билла Эрнера, нужно прикладывать усилия к построению бизнеса, и тогда инвесторы сами вас найдут. Ему вторит и предприниматель Эрик Мюллер, который уверен, что ублажать намного приятней и полезней клиентов, а не инвесторов.
  2. Не забывайте и о том, что условия заключенных соглашений могут быть непростыми. Инвестор не очень-то любит риск и всячески старается себя обезопасить. А у стартапов «предел риска» очень высок, следовательно, и условия инвестирования будут не сладкими. Другое дело, компания, у которой уже есть имя, репутация, постоянные клиенты. Особенно много сюрпризов вас ждет там, где в договоре начинается мелкий шрифт. Будьте бдительны, если все же решитесь на привлечение венчурного капитала.
  3. Рекомендации венчурных капиталистов далеко не так разумны, как кажется на первый взгляд. Джош Лернер из Гарвардской школы бизнеса проанализировал доходы венчурных фондов. Выяснилось, что более половины из них завершили год с показателем в 5% прибыли. И лишь пятая часть фондов заработала 20% или больше – то есть столько, сколько в нашем представлении они и должны получать ежегодно. Удивительно, но аж 20% фондов понесли убытки. Учитывая эти данные, начинаешь сомневаться в пользе от деятельности подобных инвесторов. Досадно также, что, получив от них деньги, вы обязаны будете прислушиваться к их рекомендациям – то есть к рекомендациям людей, многие из которых не способны вытянуть свой бизнес хоть на какую-то доходность.
  4. Вам придется делиться своим бизнесом, при чем ваша доля будет становиться по мере развития компании все меньше. Вспомните, как Стив Джобс отдал венчурным инвесторам часть компании в обмен на вложения. И эта часть будет увеличиваться со временем при следующих этапах вливания денег. А компания Dell инвестировала в развитие нового бизнеса предоплату, которую покупатели вносили за будущие компьютеры. В свою очередь владельцы GoViral, которые никогда не прибегали к внешним инвестициям, сохранили свои доли полностью (кроме одного основателя, который решил продать свою часть компании банку) до момента весьма удачной продажи компании целиком.

      Хорошие новости заключаются в том, что стартап может выжить без венчурного капитала. А когда компания подрастет, вы увидите, что большая часть перечисленных выше минусов, исчезла. Потому что у вас уже есть налаженный бизнес, клиентура, и вы сами можете диктовать условия инвесторам, которые будут соревноваться за возможность сотрудничать с вами.
       И еще немного статистики для размышления. Лишь 1-2 компании из 10, добившихся финансирования от венчурных фондов, покажут впечатляющие результаты. Это те самые потенциальные Google, Facebook или Twitter. К примеру, в 2012 году цена сделки с Facebook достигла 35% от общей итоговой стоимости венчурных проектов в Соединенных Штатах.
       Еще некоторые бизнес-проекты, получившие венчурное финансирование, смогли вернуть вложенные деньги. Остальные же потерпели неудачу. В венчурном бизнесе выигравшие, как известно, расплачиваются за всех проигравших. Поэтому многим предпринимателям порой приходится ставить на карту все – «пан или пропал». Зная все это, хотите ли вы по-прежнему играть в венчурные игры?

Стартап без бюджета

Онлайн обучение