Умение слушать — важнейший навык управленца       Навык слушания является простейшим из всех, каким может обладать человек. В бизнесе этот навык - один из ключевых компонентов успеха и прибыли. Также - один из эффективнейших способов вовлечения сотрудников в интенсивный рабочий процесс. А этого, как правило, достаточно тяжело добиться без дополнительных мотиваций. В этой связи весьма интересным представляется исследование Gallup, которое продемонстрировало, что во всем мире 63% работников персонала не проявляют особого интереса к тому, чем они занимаются. И знаете, каков общий объем убытка от подобного равнодушия? 0,5 триллиона долларов в год! Однако в процессе исследования было также выявлено вот что: те компании, которые лидируют по степени вовлеченности сотрудников, выплачивают на 147% больше дивидендов акционерам.

       Ознакомившись с такими фактами, пора озадачиться следующим: "Как в кратчайшие сроки и без дополнительных трат увеличить степень заинтересованности персонала в деятельности и успехе компании?" Руководству нужно развить в каждом из членов коллектива знание того, что "в компании уважают мое мнение и считаются с ним".

       Компании, чтобы быть привлекательными для работников, придумывают разнообразные формы заботы о коллективе: круглосуточное питание, концерты, шоу, разного рода соревнования, клубы по интересам и многое другое. И эта суета - одна из главных и наиболее частых ошибок в формировании отношений между топ-менеджментом и коллективом компании.

       Хлеб и зрелища - это неплохо. Но они не располагают работников к тому, чтобы выкладываться на все 100 % для компании. Они не спасают от проблемы, которую всемирно известный Гай Кавасаки назвал «взрывом бозо»: после успеха компании обязательно последует упадок.

       Итак, согласно Gallup, глубокая вовлеченность персонала имеет 12 параметров.

       И хотя мощное слушание — раритетный прием в багаже топ-менеджеров, тем не менее, топ-менеджмент почти не пользуется им. Да и не только они. А все потому, что каждую минуту мы на что-то отвлекаемся. Социальные сети, смартфоны, почта, привычка давать и получать мгновенный ответ... Элементарный пример: вы замечали, сколько раз во время беседы вы сами или ваш собеседник начинали что-то смотреть в телефоне. Мы страдаем дефицитом внимания. А ведь в эпоху знания жизненно важно понимать, что людям нужно, чего они хотят. Понять можно, только слушая.

       В XVII веке в Англии образовалось Религиозное общество друзей, которое известно миру под названием "квакеры". Вот уже четвертое столетие они активно практикуют весьма интересный и успешный способ слушать человека. Речь идет о "комитетах ясности".

       Принцип работы этих комитетов таков. Один из членов сообщества озвучивает какую-либо проблему, с которой столкнулся другой член. Затем формируется комитет, в который отбираются разные люди. Цель у них одна: поговорить с человеком, у которого есть проблема. При этом обязательно соблюдается полнейшая секретность информации. Суть и предмет разговора никто из внешнего мира не узнает.

       В ходе собрания члены комитета выслушивают того, ради кого собрались. В течение 10 минут он кратко излагает суть проблемы. При этом обязательно создаются максимально комфортные условия для него. Тогда как членам комитета запрещено говорить, даже шептаться, тем более пользоваться средствами связи, компьютерами или чем-то еще. На время люди превращаются в уши.

       После 10 минут рассказа следует дискуссия. Члены комитета говорят только с выступившим, задают ему вопросы. Но и здесь для них есть жесткие правила. Они не могут задавать манипулятивные вопросы, типа: «Не кажется ли вам, что это с вами произошло потому, что вы сделали так-то и так-то?» Можно задавать исключительно честные вопросы, например: «Чувствовали ли вы подобное раньше?» То есть вопрос должен быть вопросом, а не рассуждениями на тему с каким-то намеком.

       По итогам встречи члены комитета делятся впечатлениями. При этом они обязательно должны похвалить выступавшего с проблемой за смелость и искренность. Однако давать советы или что-то предлагать они не могут. Весь смысл в том, чтобы человек проговорил проблему вслух, услышал свой внутренний голос, поразмышлял на тему, сделал свои выводы и нашел свой ответ.

       Возможно, кто-то посчитает такой механизм мудреным. Но все же некоторые его элементы стоит взять на заметку в работе с коллективом. К примеру: принцип честных вопросов, запрет на использование смартфонов, планшетов, компьютеров и прочего, правило не говорить о себе, а интересоваться собеседником, принцип отводить не менее половины времени беседы человеку, с которым разговариваешь.

       Давайте резюмируем! Если вы стремитесь вовлечь своих коллег и подчиненных в рабочий процесс, стать по-настоящему влиятельным, открыть для своего бизнеса новые пути для прорывов, то для этого надо научиться слушать!