Люди частенько комментируют мою требовательность и целеустремленность. Говорят, что амбициозна донельзя, называют лидером типа А. Я ставлю задачи, управляю несколькими проектами одновременно, перемещаюсь с космической скоростью. Порой мне кажется, что уже наступил 2015 год. Но вместе с полезной для дела эффективностью я получила отторжение и неприятие коллектива.
Моя работа заключается в том, чтобы помогать топ-менеджерам создавать победоносную культуру вокруг себя. Поэтому частенько я бываю свидетелем того влияния, положительного или отрицательного, которое личность типа А оказывает на окружающих.
Я выделила три склонности, свойственные для харизматичных людей этого типа, их общую проблему. Это стремление оказывать давление на людей, требовать многого и перескакивать (по крайней мере, так кажется со стороны) с одного вопроса на другой. Я горжусь теми хорошими качествами, которые есть во мне от личности типа А, но пытаюсь сдерживать «чертовщинку». Поделюсь несколькими приемами, которые мне для этого пригодились.
Чтобы не оказывать давление на коллег, следует разработать четкий план и строго ему следовать. Мы нередко стремимся к верховодству и в результате превращаемся в настоящих тиранов, если нас не устраивают результаты или темп чужой работы. Порой мы торопимся и не находим терпения или времени выслушать коллег и рассмотреть все проблемные вопросы вместе с ними. Возможно, это просто дурная привычка. Но когда мы перебиваем окружающих и указываем им, что делать, мы не помогаем, а только создаем препятствия.
Чтобы не поддаться такому искушению, я стараюсь выделять время на подготовку совещаний с четкой повесткой, создавая для других возможности активного участия. На больших встречах это выглядит как собранные заранее и обработанные материалы, «вопросы по кругу» или же работа в небольших группах, которые должны дать обратную связь.
Многие топ-менеджеры, являющиеся нашими клиентами, полагают разумным ежегодно устраивать тимбилдинги вне офиса, чтобы поработать со своей командой над планированием и стратегией.
Когда я интересуюсь, нужен ли для этих мероприятий ведущий, почти все говорят «да». Потому что понимают, что имеют нехорошую привычку занимать ведущее положение в любом разговоре. Кроме того, они понимают, что при подобном подавляющем стиле руководства, им достаточно сложно мотивировать, внушать свои идеи и вызывать энтузиазм у сотрудников. Всего этого реально достичь при наличии четкого расписания, нацеленного на эффективную совместную работу.
Также, может быть полезным попробовать игнорировать возникшее чувство неловкости в тот момент, когда возникает молчаливая пауза – как на работе, так и вне ее. Это сведет к минимуму склонность харизматичного руководителя все контролировать и пытаться все корректировать.
В таком случае имидж босса будет лучше, а у подчиненных появится возможность принимать решения и вкладывать свои силы и способности в общее дело.
Уменьшите количество требований, полагайтесь на эмпатию. Смиритесь с тем, что вы – человек особого склада и что большинство людей не способны соображать и реагировать в вашем темпе. Если вы поймете себя, вы сможете проявить больше терпения и сочувствия к тем, кто с вами работает. Вы же хотите заранее настроить коллег на поражение. Да и в личных отношениях с коллегами для вас не будет никаких преимуществ, если они поверят в то, что они – ничтожества.
Ключевая задача в руководстве коллективом – дать каждому сотруднику соответствующие его опыту, способностям и характеру задачи, чтобы он был мотивирован и стремился к свершениям.
Нередко сотрудники ощущают, что из них выжимают максимум, но при этом они не могут добиться нужных результатов. Скорее всего, это значит, что они испытывают с вашей стороны сильное давление. При этом вы не задумываетесь, подходят ли этим людям возложенные на них задачи.
Вместо того чтобы агрессивно реагировать и искать виновных, проявите понимание и задумайтесь, не стоит ли сверить свою позицию с мнениями коллег. Если вы поручили задание не тем людям, смените его и не стоит вымещать злость на «виноватых», ведь это ничего не даст.
Я регулярно интересуюсь у клиентов, руководящих своим бизнесом, что больше всего их напрягает в деятельности компании. И очень многие рассказывают о подчиненных, которым оказались не по зубам возложенные задачи, и о своей неспособности оперативно исправить ситуацию.
Поэтому, если вы понимаете, что именно у вас накопились требования к работе команды, то перед тем, как ими поделиться, стоит поставить себя на место коллег. Чтобы голова не пошла кругом от обилия задач, сведите к минимуму отвлекающие факторы. Если другие люди понимают, что вы их не слышите или попросту игнорируете, пора кардинально поменять свое отношением. Для этого предлагаются несколько шагов. Для начала при общении с коллегами отключите сотовый телефон, электронную почту и всевозможные мессенджеры. Не бойтесь тратить время на задушевные беседы – не забывайте здороваться, говорить «спасибо», интересоваться, как прошел уикенд. Эти небольшие знаки внимания говорят вашим собеседникам о том, что вы к ним неравнодушны, что способны потратить пару минут на общение.
Если вам сложно сконцентрироваться, разберитесь, на что тратите свое время. Забудьте о необязательных делах, которые отнимают массу сил или вгоняют в скуку. Даже если ваше внутреннее «я» требует успеть везде и всюду, проконтролировать каждую мелочь, не поддавайтесь этому! Ведь все мы с большей вероятностью добиваемся успеха, когда занимаемся тем, что нам по душе и в чем мы разбираемся.
Все вышеперечисленное требует определенной дисциплины, но, придерживаясь их, вы сможете наладить отношения с сотрудниками и добиться лучших результатов в своем деле.
Несмотря на все вышесказанное, я очень благодарна людям типа А в этом мире. Но всем нам из этой породы нужно стараться быть более понимающими и заботливыми. Дома и на работе, если мы хотим иметь полноценные отношения с людьми и быть лучшими руководителями, нам следует все-таки подстраиваться под других.