Социальные вопросы в образовании

(американский опыт)

«Образование — не подготовка к жизни; образование — это сама жизнь»

Джон Дьюи

Безусловно, образование — это то, что может как помочь человеку в развитии, так и помешать ему в этом. Именно поэтому в учебных заведениях массового охвата, в первую очередь — в общеобразовательных школах, дети должны получать знания, которые научат их адаптироваться во взрослой жизни.

Студенты учат языки, математику, науки, историю и ряд других дисциплин в школе. Они участвуют в спортивных мероприятиях, овладевают навыками общения со сверстниками и приобретают поведенческий опыт в различных социальных ситуациях. Вместе с тем, существует ряд проблем, которые мешают системе образования. Давайте рассмотрим их ниже.

Эмоциональные проблемы

За последние десятилетия общество сильно изменилось. Сегодня в Америке очень высок уровень разводов и большое количество детей воспитывается в неполных семьях. Как правило, жизнь в неполной семье негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и это ведет к снижению его успеваемости в школе.  Однако даже наличие обоих родителей не является гарантией того, что все эмоциональные потребности ребенка удовлетворяются в достаточной мере. Тем более, что во многих семьях оба родителя большую часть времени проводят на работе.

Этнические проблемы

Существует мнение, что дети, принадлежащие к определенным этническим группам, учатся гораздо хуже по сравнению с детьми других этнических групп. Это, конечно же, заблуждение. На самом деле, способность к обучению не имеет прямого отношения к этнической принадлежности. Но правда в том, что у определенных этнических групп, в силу некоторых социальных и даже географических факторов, отсутствует адекватный доступ к качественным источникам обучения. Кроме того, существует стереотипы, которые будучи прикрепленными к детям определенных этнических групп, ведут к формированию у них низкой самооценки.

Гендерные вопросы

Другой социальной проблемой в сфере образования является дифференциация предоставляемых по признаку пола возможностей. В некоторых слоях общества у девочек все еще меньше возможностей для обучения, чем у мальчиков.

Экономические вопросы

Ряд проблем возникает из-за различия в доходах у разных социальных групп. В большинстве случаев выбор школы определяется не способностями ребенка к обучению, а возможностями его родителей оплатить это обучение. Дети из бедных семей учатся в государственных школах, которые гораздо хуже оснащены современными технологиями обучения. Это автоматически ставит в невыгодное положение по сравнению с детьми, которые ходят в частные школы.

Культурные вопросы

Другой проблемой является тот факт, что дети из иммигрантских семей зачастую не владеют английским языком на том уровне, который бы обеспечил им полноценное взаимодействие с преподавателями и другими учениками. Такие дети не могут получить нормальное образование в обычных школах.

Этические вопросы

В образовательной сфере существует ряд этических вопросов, таких как: можно ли школьникам пользоваться мобильными телефонами? Если можно, то в какой степени? Должна ли школьная форма быть обязательной? Эти и многие другие вопросы не могут получить сегодня свои ответы, так как уровень информированности ним не позволяет сделать это однозначно и уверенно. Однако это не значит, что их стоит проигнорировать. Чтобы не столкнуться в будущем с проблемами, которые появились из-за того, что общество в свое время не придало им значения, уже сегодня следует озаботиться проведением необходимых исследований.

Влияние социальных вопросов в сфере образования

По данным Центра изучения образования США (Education Research Center), ежедневно около 7000 тысяч детей бросают школы.  Многие из них поступили так из-за влияния вышеперечисленных вопросов.

Эти вопросы в основном имеют две формы воздействия: во-первых, учащийся страдает из-за своей низкой успеваемости и, во-вторых, у учителей складывается разный уровень ожиданий от детей, который потом отражается на их желании заниматься больше одними, в ущерб другим.

Для устранения такого дисбаланса правительство принимает некоторые меры. Например, правительство финансирует введение в ряде школ двуязычных программ, которые позволят детям из иммигрантских семей быстрее овладевать английским языком и другими общеобразовательными предметами. Кроме того, правительство внедряет так называемые “ваучеры частных школ”, с помощью которого дети, которые учатся в государственных школах, могут посещать частные школы, чтобы получить шанс на лучшее образование.

В то же время существует целый ряд вопросов, требующих немедленного внимания со стороны политиков: предоставление работающим родителям школьников специальных отпусков, чтобы они могли больше времени проводить со своими детьми; оказание финансовой поддержки малообеспеченным семьям и одиноким матерям; предоставление стипендий для преподавателей на повышения ими своей квалификации.

В целях решения этих и ряда других аналогичных проблем, правительство должно принять определенную политику, чтобы убедиться, что они выполняются правильно. Правительству также следует стимулировать в обществе необходимые изменения в отношении к образованию, побуждая различные слои к обучению и развитию.