Удивительные трюки мнемоников поражают воображение обычных людей, чья память временами может и подвести. Ученые считают, что возможности человеческого разума ограничены только нашим нежеланием развиваться. Леность отрицательно сказывается на нашем интеллекте. Но многим хочется быстро воспринимать, анализировать и запоминать информацию. Стремление к быстрому результату подвигло разработчиков программ развития мнемонических навыков Эда Кука и Бэна Эйтли на поиски самых легких способов обучения. Сегодня программа «Memrise» помогает людям в изучении иностранных языков. Но мнемонические техники способны расширить возможности нашей памяти и помочь в обучении. Кук и Эйтли провели ряд экспериментов для того, чтобы выявить самые легкие способы обучения.
Совместно с учеными из University College London были проведены исследования, в ходе которых использовались различные методы и техники запоминания. Варианты заданий были достаточно увлекательными. Так, одно из них заключалось в том, что испытуемым необходимо было в течение 1 часа запомнить восемь десятков иностранных слов и воспроизвести их через 7 дней. Экспериментальные группы состояли из исследователей и маститых ученых, в чьих интеллектуальных способностях не приходилось сомневаться. Тем не менее, лишь малая доля из них не справилась с этим заданием достаточно успешно. Выяснилось, что многие теоретические разработки в области тренировки памяти в реалиях сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами. Например, один из ученых просто заскучал во время эксперимента и уснул.
Те, кому удалось запомнить большее количество слов, старались пользоваться всеми возможными методами запоминания: ассоциации, созвучия, визуализация, составление рассказов из предложенных слов. Даже не понимая смысл запоминаемых слов, ученые смогли максимально точно их запомнить. В результате был определен целый комплекс методик, активизирующих память, претендующие на звание самых легких способов обучения.
1. Незнание — сила. Члены экспериментальной группы, которые пытались наделить собственным значением каждое иностранное слово, не зная его истинный перевод, добились гораздо лучших результатов, чем остальные. Назначая свое переводное значение слов, ученые удвоили требования к памяти. Такая повышенная нагрузка спровоцировала мозг к более внимательному и лучшему запоминанию. Целенаправленное усложнение задачи задействует дополнительные резервы интеллекта, позволяя достичь более высоких результатов.
Курсы, тренинги, направленные на самопознание
2. Возвращение. Память необходимо тренировать, чтобы в самый ответственный момент она не подвела. Для этого информацию, которую запомнили, следует регулярно повторять. В эксперименте Эйтла и Кука успешные ученые после заучивания 80-ти иностранных слов повторяли их с определенной периодичностью. В течение часа, отведенного на запоминание слов, они делали небольшие перерывы между блоками слов. Затем на протяжении недели перед проверкой они воспроизводили слова сначала достаточно часто, затем все реже. Так, память глубже встраивает новую информацию и как бы «прокладывает» к ней постоянный путь.
3. Все разом. Пока одни участники эксперимента запоминали список слов по частям, другие показали хорошие возможности своей памяти, заучивая все слова сразу. Максимально быстро запомнив 80 слов, они повторяли их все оставшееся время эксперимента. В дальнейшем они повторяли слова так часто, как могли, чтобы окончательно закрепить их в памяти.
4. Создание рассказа. Иностранные слова часто созвучны со словами из родного языка, хотя могут иметь совершенно другое значение. Но составляя из них текст, понятный по смыслу, можно легко запомнить каждое слово. Ведь все они будут являться неотъемлемой частью смыслового содержания. Человеческий мозг гораздо быстрее реагирует на объединенные по смыслу элементы, чем на разрозненные слова.
Этот эксперимент является частью большого исследования, результаты которого — самые легкие способы обучения — до сих пор дорабатываются и используются в программе «Memrise» и других программах.