До 1 года
Старшее поколение часто говорит о том, что ребенка нужно воспитывать до 3-х лет. Мотивируя это тем, что самые важные качества характера формируются именно в этом возрасте. Но, пожалуй, трех лет недостаточно, для того, чтобы ребенок впитал всю любовь, нежность и внимание родителей. А кроме того, нужно вложить в него основы социального поведения, развить множество навыков, привить определенные привычки.
За три года с таким объемом самой разной информации не справится ни один маленький человечек. Младенец нуждается в материнской и отеческой ласке. До 1 года – период самой острой потребности в тактильных ощущениях, осознании малышом привязанности к нему самых близких людей. В это возрасте детям необходимо на физическом уровне ощущать маму и папу. Пребывание на руках, касания, массаж, поглаживания и просто прикосновения дают ребенку понять, что он находится под защитой взрослых. Любовь и нежность, с которой родители относятся к своему малышу, дают ему жизненный тонус. Именно внимание взрослых к деткам до 1 года обеспечивает их успешное развитие.
Первые шаги: 1-2 года
«Не лезь, не трогай!» - как заведенные твердят взрослые. А ведь период от года до двух лет самое интересное – это посмотреть, прикоснуться, попробовать. Еще присутствует свобода от стереотипов об опасности и осмотрительности. Каждый шаг малыша приближает его к самым разным целям. Ребенок находится в постоянном движении. Теперь он может самостоятельно заявить о своем присутствии. В это период кроме внимания и контроля ему необходима свобода. Конечно, первые шаги всегда находят поощрение со стороны взрослых. Но позже мы стараемся ограничить самостоятельное передвижение детей, опасаясь за их жизнь и здоровье. В годовалом возрасте и чуть старше деткам уже необходимо уважение. Если вы видите, что малыш идет к опасному предмету или месту, помогите ему избежать столкновения, преодолеть препятствие. Покажите своему ребенку, что вы готовы прийти на помощь. Необходимо поощрение детского стремления к познанию. Свобода должна ощущаться ребенком, как естественное состояние. Не навязывайте ему своих страхов. Ранки и шишки, набитые в ходе ежедневного познавательного путешествия неизбежны, но они скоро пройдут. Зато воспитаются жизненно важные качества: свобода, осознание своих возможностей, умение совершать решительные поступки. В природе все продуманно заранее. Каждый человек способен испытывать страх, боль. Наши рефлексы и физические ощущения дают понять, что рискованно, а что безопасно, что способно причинить вред, а что приносит удовольствие. Ребенок – это идеальный механизм без навязанных стереотипов и страхов. Свобода, воля, заключенная в этих малышах гораздо больше, чем мы можем представить.
Центры развития детей Казахстана
Дошкольники: 2 –5 лет
До пяти лет дети успевают освоить огромное количество информации. Многие уже умеют не только рисовать и читать, но и писать, считать, декламировать и изображать. Все зависит от индивидуальности ребенка. В это период особенно ярко проявляется личность. Формируется самосознание, самоуважение.
Нередко в этом возрасте дети заявляют родителям, что хотят уехать или выйти замуж. Это не просто детские фантазии. Дети 4-5 лет чувствуют себя самодостаточными. Взрослым важно вовремя обратить внимание на каждый поступок, заслуживающий похвалы. Самостоятельно принимаемые решения должны быть одобряемы. В пятилетнем возрасте ваш малыш - это человек, исследующий мир, людей и себя. Он начинает понимать, какое влияние и воздействие имеет на вас и окружающих. Дети учатся манипулировать взрослыми, которым необходимо направить детскую энергию познания в правильное русло. Малышей необходимо занимать интересными делами, рассказывать и показывать увлекательные вещи. Мозг ребенка, исследующий все и всех, как губка будет впитывать любую информацию, перенимать поведение и копировать привычки.
Тренинги, курсы, направленные на развитие детей
Подготовительные группы и начальные классы: 5 – 8 лет.
Самый важный момент в воспитании детей младшего школьного возраста – искренность. В этот период ребенок попадает в определенную социальную среду. В самые первые годы школьного обучения он получает знания о многих нюансах межличностного общения. Он увидит такие положительные стороны взаимоотношений людей, как помощь, дружба, честность или такие отрицательные, как лесть, ложь, жадность и т.д. В возрасте 5-6 лет ваш ребенок должен понимать насколько важно уметь дарить подарки, делиться, безвозмездно отдавать, не судить других. Этому его можете научить только вы. Дарение, умение поделиться, неосуждение, приятие, искренность, честность, бескорыстие – лучшие качества, которые вы можете регулярно демонстрировать своему малышу. Некоторым детям с трудом даются добрые поступки или безвозмездная помощь, поскольку изначально они умеют только брать. Но все малыши легко убеждаются, что умение поделиться, неосуждение, приятие и искренность по отношению к другим могут принести такую же радость, как и получение чего-то для себя. Научите ребенка делиться и дайте понять, как вы гордитесь им в этом момент. Благодарите его за помощь и предлагайте ответную поддержку.
Подростки: 8 – 12 лет
Одним родителям этот период приносит радости, другим - больше переживаний. В возрасте до 12 лет наши дети - уже вполне сформированные личности, со своим характером, амбициями, но при этом все еще подконтрольны и легко управляемы родителями. Удержать равновесие в отношениях в этот период может быть сложно, если до того вы не позаботились о взаимоуважении в семье и детском послушании. В большинстве случаев 8-10 лет - прекрасный период для привития дополнительных навыков: спортивных увлечений, начала научных изысканий, раскрытия литературных способностей. В подростковом сознании появляется огромное количество идей. Важно, что в этом возрасте дети учатся делать самостоятельный анализ и выводы. Их жизненного опыта уже достаточно, чтобы появилась независимость суждений, чтобы они могли понимать и осознавать все происходящее, проявлять разборчивость в выборе. Интеллект открыт для знаний и развития, а душа становиться ранима и чувствительна к малейшим колебаниям. Дети приобретают независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность. Они досконально могут понять суть многих вещей, ситуаций, проблем. В этот период ребенку необходимо доверять родителям, а родителям – доверять своему чаду.
Заряна и Нина Некрасовы: «Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти»
Юность: 12 – 15 лет
В 15 лет начинают проявляться бунтарские настроения. Весь мир становится другим, чужим, непонятным или слишком понятным. Детские впечатления сменяются подростковыми проблемами, задачами, вопросами. К детям приходит самосознание: ощущение себя в семье, в школе, в мире. Переоценка своих позиций, стремление противопоставить себя окружающим, выделиться или затаиться – все это связано с физиологическими и психологическими перестройками тела, ума, души. Наши дети начинают экспериментировать, ищут нехоженые тропы. Им кажется будто все, что они делают и есть открытие. В этот период важно не оскорбить юность снисходительным отношением. Если в семье присутствует доверие и взаимное уважение они должны стать оплотом на этом этапе развития вашего ребенка. Уделяйте ему ровно столько внимания, сколько он требует, не навязывайтесь, но и не отстраняйтесь. Начав экспериментировать однажды, подросток может не остановиться, а стремление получать все новые впечатления быстро увлекают молодых людей. Держите «руку на пульсе», но не нагнетайте. Дайте понять своему ребенку, что только он несет ответственность за свои поступки, что ваша помощь – безусловна, но он – главные вершитель своей судьбы. Внутри каждого подростка в этот период начинает проявляться будущий взрослый. Научите ребенка прислушиваться к взрослому человеку внутри него. Разделите со своим малышом это сложный промежуточный этап для его самосознания. Ваше внимание и забота обязательно найдут будущее вознаграждение в лице взрослого независимого человека с хорошим воспитанием и правильной жизненной позицией.
По материалам книги Дипак Чопра "Семь Духовных Законов для родителей"
Читайте также: «Методики раннего развития»