Развитие образования в СингапуреДостижения Ли Куан Ю стали предметом многочисленных диспутов после его смерти. Но один из аспектов его успеха все еще мало освещен — это инвестиции, которые он и его преемники осуществили и продолжают осуществлять в сферу образования. Его стратегия, как он сам часто отмечал, состояла в том, чтобы “развить единственный доступный природный ресурс Сингапура — его людей”. Согласно данным Программы ОЭСР (OECD’s Program for International Student Assessment (PISA)) сегодня Сингапур является одним из мировых лидеров в области образования. Кроме того, хотя население этого города-государства всего пять миллионов человек, два сингапурских университета находятся в числе 75 лучших университетов мира. Столько же, сколько у таких стран, как Китай, Япония и Германия.

Как это произошло? Что такого Ли Куан Ю и Сингапур сделали правильно?

В первую очередь следует отметить, что система образования Сингапура не была разработана Ли Куан Ю и его командой на пустом месте. Она была построена на очень прочном фундаменте, унаследованном Сингапуром от господствовавших на острове британцев. В отличие от многих его современников — лидеров стран с пост колониальным прошлым, Ли Куан Ю не стал отказываться от тех элементов колониального наследия, которые могли оказаться полезными для строительства нового государства. Преимущество такого подхода нигде не было столь очевидно, как в образовательной сфере. Многие ведущие образовательные учреждения страны, например, Национальный университет Сингапура (основан в 1905), Институт Раффлза (основан в 1823), Англо-Китайская школа (основана в 1886), осуществляли свою деятельность еще до получения Сингапуром независимости в 1963 году. Учебный план для среднего образования был основан на британской модели.

Другим важным решением был выбор английского языка в качестве одного из государственных (наравне с мандарином, малайским и тамильским языками). В основе этого решения, помимо достававшихся вместе с языком ресурсов, лежал еще и тот факт, что полиязычное общество Сингапура нуждалось в языке межнационального общения. Как показала история, это решение стало пророческим, т.к. вскоре английский стал языком мировой торговли и науки и, скорее всего, останется таким еще долго.

Развитие образования в СингапуреСпособность мыслить масштабно и видеть за горизонты краткосрочных интересов сильно отличало Ли Куан Ю от лидеров других пост колониальных стран. Он не стал потакать узким националистическим настроениям в стране, а выбрал глобальный язык в качестве одного из государственных, намереваясь сделать свое государство таким же глобальным. Принятие в стране полиязычия, а также акцент на науке, технологиях, инженерии и математике(STEM*), позволил Сингапуру предвосхитить многие ключевые стратегии, которые принимаются сегодня политиками других стран в области образования.

В созданной командой Ли Куан Ю образовательной системе особое внимание уделяется не инфраструктуре (хотя об этом тоже не забывают), а учителям и студентам. В образовательной системе Сингапура господствует меритократия. В фокусе ее внимания — поиск и развитие талантов. Правительство финансирует обучение талантливой молодежи в лучших университетах страны и поощряет их становиться учителями и государственными служащими, стимулируя более высокими, чем в среднем по стране, зарплатами. В то же время, государственные стипендиаты по завершении учебы обязаны отработать в государственном секторе в течение, как минимум, двух лет за каждый год обучения.

Принципы меритократии используются также и при развитии и поощрении учителей. Наиболее эффективным учителям дают возможность проявить себя, обеспечивая их ротацию в министерстве образования, в школьных классах и в администрации школы. Это, с одной стороны, позволяет избежать появления бюрократии в министерствах и администрациях, с другой стороны, позволяет талантливым учителям реализовать свои инициативы.

Сингапур справедливо гордится своими элитными учебными заведениями. Однако, наравне с элитарным образованием для лучших, в стране существуют сотни школ, технических и политехнических институтов, которые предоставляют качественное образование для людей с различным уровнем способностей.

Развитие образования в СингапуреПри этом сингапурская система образования неуклонно прогрессирует, развиваясь в ногу со временем и с учетом последних научных достижений. В 1990-е годы политики Сингапура, обеспокоившись тем, что их видение развития образования может быть несколько регламентированным и что они чрезмерно сосредоточились на модели STEM, начали предоставлять средства на развитие искусства и гуманитарных наук. Сегодня продолжается это восстановление равновесия, с новым акцентом на выявление путей стимулирования креативного и предпринимательского мышления.

Для отца-основателя Сингапура образование не ограничивалось рамками системы формального (школьного и вузовского) образования. “Образованный человек — это человек, который никогда не перестает учиться и хочет учиться.” — сказал он в своей речи в 1977 году. Действительно, сингапурская система образования — модель мирового класса, становится одним из самых живучих наследий Ли Куан Ю. Вполне логично, что его государственные похороны состоялись в Национальном университете Сингапура.

По материалам: Ставрос Н.Yiannouka, project-syndicate.org

* STEM-образование (science, technology, engineering, mathematics) — это направление в образовании, при котором в учебных программах усиливается естественнонаучный компонент, а в образовательный процесс внедряются инновационные технологии. Сегодня в мировом образовании наблюдается тренд на переход от модели STEM к модели STEAM (где Art — искусство), уделяющей внимание искусству, как важнейшему фактору развития креативности.