Исследования говорят, что 24 процента людей считают себя хроническими прокрастинаторами. Можно предположить, что на самом деле их еще больше, потому что это количество учитывает только тех, кто успел вовремя сдать анкету. Сколько бы ни было их на самом деле, совершенно ясно, что привычка тянуть и откладывать может стать большой проблемой, из-за которой люди вовремя не оплачивают счета, не заканчивают проект в срок и не успевают как следует подготовиться к важным экзаменам и собеседованиям.

Прокрастинация и как с ней бороться

Привычка откладывать на потом — удивительно сложный феномен, и в его основе могут лежать различные причины, в том числе страх неудачи, перфекционизм, недостаток самоконтроля, склонность видеть картину только в целом, не деля ее на составляющие части, неумение побороть скуку, чувство, что жизнь слишком коротка чтобы волноваться — как кажется — из-за ерунды, и неспособность точно определить время, необходимое для того, чтобы закончить то или иное дело.

Тренинги, семинары, курсы, направленные на самопознание

Однако с этой проблемой можно разобраться при помощи одного приема, впервые открытого во время неформального наблюдения за официантами. Как гласит психологическая легенда, в 1920-х молодая русская студентка Блюма Зейгарник оказалась в берлинском кафе, куда зашла выпить чашечку чая со своим руководителем. Поскольку они изучали человеческую натуру, то стали наблюдать за поведением официантов и посетителей и случайно заметили любопытный феномен. Когда посетители просили счет, официанты легко могли вспомнить, какие те блюда заказывали. Однако если клиенты уже оплатили счет, а затем через несколько минут что-то вызывало их сомнение, то официанты с трудом могли припомнить хоть что-то из заказа. Создавалось впечатление, будто факт оплаты счета создавал у официанта ощущение завершенности действия и стирал заказ из его памяти.

Тренинги, по целеполаганию

У Зейгарник проснулось любопытство, и она вернулась в лабораторию, чтобы проверить одну мысль. Она просила людей выполнить несколько простых заданий (например, сложить фишки или положить игрушки в коробку), но в некоторых случаях останавливала их, прежде чем они заканчивали работу. В конце эксперимента участники должны были перечислить все свои задания. Как и во время наблюдения за официантами, Зейгарник обнаружила, что незавершенные задания задерживались в мыслях испытуемых и потому вспоминались гораздо легче. По Зейгарник, при начале любой деятельности в мозгу создается определенный уровень психического напряжения. Когда деятельность завершена, ваш мозг бессознательно вздыхает с облегчением и тут же все забывает. Но если вам почему-то помешали выполнить задание, то неуспокоенный мозг будет тихо вас пилить, пока вы не закончите то, что начали.

Читайте также: «Вредные привычки: прокрастинация»

Какое отношение все это имеет к привычке откладывать на потом? Прокрастинаторы часто тянут с началом каких-то дел, потому что их лишает мужества масштаб строящей перед ними задачи. Однако если убедить их или если они сами убедят себя поработать над ней “хотя бы несколько минут”, то у них часто возникает потребность довести дело до конца. Исследование показывает, что эти “хотя бы несколько минут” — чрезвычайно эффективный способ справиться с этой вредной привычкой, который помогает закончить даже самые трудные задачи. Кроме того, это идеальное применение работы Зейгарник — несколько минут деятельности — создают то напряжение в уме, которое никак не проходит, пока работа не закончена.

По материалам: Ричард Уайзмен, «59 секунд, которые изменят вашу жизнь»