процесс обученияПроцесс обучения включает по меньшей мере три этапа. Сначала происходит кодирование информации в краткосрочной оперативной памяти, потом — консолидация в согласованную репрезентацию знания в долгосрочной памяти В ходе консолидации оформляются и закрепляются энграммы — следы памяти. Они становятся осмысленными и соотносятся с прошлым опытом и другими знаниями, уже присутствующими в долгосрочной памяти. Припоминание обновляет знание и позволяет пользоваться им, когда возникает необходимость.

Всякое обучение строится на фундаменте предшествующего знания.

Мы интерпретируем события, когда приводим их в соответствие с тем, что нам уже известно.

Долгосрочная память практически безгранична: чем больше вы знаете, тем больше можете получить связей от новоприобретенного знания.

Поскольку возможности долгосрочной памяти громадны, жизненно важно уметь обнаруживать и извлекать из нее то, что вам требуется в данные момент. Способность распоряжаться приобретенным знанием обеспечивается многократным использованием информации (чтобы пути припоминания оставались прочными). А еще — памятными зацепками, которые активируют воспоминания.

Тренинги, курсы, напрвленные на самопознание

Процесс обученияПериодическое припоминание изученного полезно тем, что упрочивает связи в памяти, и зацепки, которые извлекают знания их хранилища и одновременно ослабляют пути к другим, конкурирующим воспоминаниям. Припоминание , которое дается легко, не способствует прочным знаниям. Чем труднее дается припоминание,тем больше от него пользу.

Чтобы вызвать знания из краткосрочной памяти путем непрерывного повторения(зубрежкой, например), мы прилагаем совсем немого умственных усилий — мы не получаем почти никакого долгосрочного эффекта. Если же пытаемся вспомнить что-то по прошествии времени, когда воспоминания не столь свежи, то вынуждены постараться воскресить их. Такое затрудненное воспоминание укрепляет память и освежает знание, что способствовать его реконсолидации. Она обогащает память новой информацией и увязывает ее с более свежим знанием.

Многократное затрудненное припоминание или наработка помогает интегрировать знание в ментальные модели, а уже в них комплекс взаимосвязанных идей (или последовательность физических действий) сливается в значимое целое. Потом это целое можно адаптировать к новым условиям и успешно применять. Хорошие примеры, которые это иллюстрируют, - комплекс наших действий за рулем, когда мы управляем автомобилем, или умение отбить летящий на вас крученный теннисный мяч.

Процесс обученияПри меняющихся условиях, в которых ведется наработка, или когда приходится припоминать вперемежку различный материал, увеличивается наша способность к различению и индукции. Такая «тренировка» в дальнейшем поможет нам гибче применять знания в разных ситуациях. Интерливинг и вариативное обучение создают новые связи в мозге, расширяют знание и надежнее прописывают его в памяти, увеличивают число памятных зацепок, которые облегчают последующее припоминание.

Пытаясь самостоятельно найти ответ вместо того, чтобы получить его в готовом виде, или решить проблему до того, как нам покажут решение, мы лучше обучаемся и крепче запоминаем верный ответ или решение. Это происходит, даже если наши собственные попытки оказались ошибочными. Но так бывает лишь при условии что мы получили корректирующую обратную связь.

Авторы: Питер Браун, Генри Редигер, Марк Макдэниэл, «Запомнить все» 

Читайте также: Как лучше запоминать слова: 2 эффективных метода