К сожалению, главной особенностью фандрайзинга в Казахстане является, как ни парадоксально это прозвучит, его полное отсутствие.
Фандрайзинг, т.е. поиск и привлечение внешних ресурсов для осуществления конкретной цели, на которую у какой-либо организации или компании не хватает внутренних средств, у нас в Казахстане находится в зачаточном состоянии и заключается, как правило, в нерегулярном выпрашивании различными НКО спонсорских вливаний.
В то время, как в соседней России создана Ассоциация фандрайзеров, в Казахстане нет не то что Ассоциации, даже термин «фандрайзинг» практически ничего казахстанцам не говорит. И это несмотря на то, что в последние два-три года появилась даже профессия «профессиональный фандрайзер».
Стоит отдать должное отдельным некоммерческим организациям, которые своими силами приглашают в Казахстан специалистов для проведения различных семинаров по фандрайзингу. Но дальше обучения студентов двух-трех ведущих алматинских вузов дело не идет. Единственной организацией в Астане, судя по проведенному нами мониторингу Интернет-ресурсов, является ОО «Группа услуг НПО-Астана (Центр поддержки)». Данное общественное объединение помогает в обучении фандрайзингу в северной столице. И только. Есть еще ссылки на небольшие статьи по теме на сайте «Гражданского Альянса Казахстана». Но, как правило, это общие статьи, оторванные от казахстанской реальности.
А между тем грамотно выстроенная стратегия фандрайзинга способна решить проблемы не только в сфере работы некоммерческих организаций. Так, эксперты в области музейного и архивного дела отмечали успех своих коллег из Бразилии - благодаря правильно выработанной стратегии привлечения ресурсов, Национальный музей Сан-Паулу стал не только любимым местом культурного времяпровождения бразильцев и гостей этой страны, но и еще работает с прибылью, что совсем нехарактерно для музеев, которые в нашей стране считаются дотационными учреждениями. Отдельным параграфом специалисты выделяют научный фандрайзинг – когда средства и ресурсы выделяются на научные изыскания в той или иной сфере. Казахстанская наука нуждается в фандрайзерной поддержки очень остро, о чем не раз говорили наши ученые.
Фандрайзинг в сети
Фандрайзинг подразумевает не только поиск спонсоров, он подразумевает и вовлечение человеческих ресурсов, в том числе не только волонтеров, готовых участвовать в благотворительных акциях, но и интеллектуальных ресурсов: когда благодаря блестящей идее люди добровольно включаются в процесс, либо физически, либо материально. Все больше основные механизмы привлечения ресурсов используют в сетевом маркетинге. В свою очередь, сетевой маркетинг набирает обороты благодаря развитию Интернет-пространства. Таким образом, тщательное изучение основ фандрайзинга позволяет расширить возможности в работе любой как коммерческой, так и некоммерческой организации.