Общественное мнение как способ повышения мотивации       Современное общество неоднозначно. Оно стремится к гуманистическим идеалам, но порой пропагандирует иные ценности. Человечество давно вступило в эпоху потребления, в эпоху рыночных отношений, которые определяют тип социального поведения. Но, если в рыночной системе все работает по законам рынка, то поведенческие законы общества невозможно объяснить, исходя только из логики и причинно-следственных связей.
       Существующие обще социальные нормы и отдельные правила, возникающие в различных социальных группах, гарантированно влияют на поведение человека, будь он частью спортивной команды или трудового коллектива. Общественное влияние на людей используют в своей практике адвокаты в суде, школьные учителя, руководители компаний.
      В коммерческой сфере в качестве способа повышения мотивации персонала часто используют финансы. Но помимо желания зарабатывать, сотрудники имеют потребности, не связанные с материальным благополучием.
Отечественный шоу-мен В. Неруш в одном из выпусков своей авторской программы как-то рассказал историю, приключившуюся с ним в дороге. Не доезжая города К* у него заглохла машина. Недалеко оказалась СТО, куда он и отправился за помощью. Рабочий день сотрудников станции подходил к концу, и ни один рабочий не захотел помочь автомобилисту. Никакие уговоры не действовали, даже обещание двойной оплаты не помогало убедить сто-шников задержаться на работе. Их аргумент был прост: рабочий день закончен, они не обязаны никого обслуживать в нерабочее время. Спасти ситуацию позволило упоминание о детях, которые ждали в машине. Это условие сработало, и машина была поставлена на ход. Мотивация сотрудников мастерской оказалась неподвластна деньгам. Но никто из них не хотел выглядеть бесчеловечным циником.
       Писатели С. Левит и С. Дабнер в своей книге «Фрикономика» рассказали о другом случае общественного влияния на мотивацию людей. В одном детском саду ввели штрафы за опоздание родителей в конце дня.   Удивительно, но такой способ дисциплинировать мам и пап оказал иное влияние. Большинство родителей стали опаздывать еще больше. Штрафы способствовали освобождению родителей от стыда перед сотрудниками сада за свои опоздания.
      Ассоциация пенсионеров США (AARP) просила оказать различных юристов консультационную помощь своим членам. Предложив минимально возможную сумму оплаты юридических услуг. AARP получила отказ. Но юристы согласились проконсультировать пенсионеров бесплатно, поскольку в это положительно влияло на их имидж. Возможность произвести впечатление на общество, соблюдая его принципы, гораздо сильнее, чем желание получить сиюминутную прибыль.
       Самой гуманной и социально ориентированной компанией в мире, вероятно, является Google. В ней не только созданы комфортные условия труда, когда сотрудник может практически жить в офисе. Недавно Google приняли решение финансово поддерживать родственников умерших сотрудников компании в течение последующих 10 лет.
       Председатель совета директоров «PepsiCo» Индра Нуйи ежегодно оправляет рукописные благодарности женам и родителям менеджеров высшего звена компании.
       Это очень действенные способы повышения мотивации. Ведь общественное мнение имеет долговременный результат: приятное воспоминание, благодарность за доверие, возможность человека ощущать себя более значимым.