Предлагается внести в повестку дня профильных комитетов Парламента РК с участием руководителей ведущих Вузов РК и представителей профессиональных отраслевых ассоциаций вопросы для обсуждения проекта разработки специального закона по созданию в каждой из областей Казахстана нескольких предпринимательских колледжей и 1-2 предпринимательских университетов, целью которых стала бы профессиональная подготовка и вывод на «бизнес-орбиту» уже к 20-22-25 годам сотен и тысяч предпринимателей, нужных для развития высоко-технологичных и проектно-ориентированных инновационных предприятий МСБ, являющихся основой стабильности и конкурентоспособности государств с рыночной экономикой.

Темы для обсуждения:

      Вузовское предпринимательство (ВП) как движущая сила инноваций во всех странах с рыночной экономикой, но почему ВП нет в Казахстане? (Формирование национальной инфраструктуры инновационного предпринимательства на базе ведущих университетов и выстраивание баланса его приоритетов с учетом требований бизнеса и государства) / О проектных подходах к формированию «предпринимательского сословия» в Вузах РК / О программно-проектном внедрении в систему школьного, специального и академического образования элементов образовательной робототехники / О подходах к разработке международной партнерской программы создания на базе ведущих учебных заведений и организаций Казахстана «Центров развития инновационных компетенций», суть которых в системном подходе и учете отраслевой специфики рынка труда в различных регионах РК

Пояснительная записка.

      В июле - октябре 2013 года в рамках подготовки и проведения 5-го международного симпозиума «Управление проектами ПФИИР: Казахстан - 2013» указанные выше тематики предложено считать проблемным полем для конкретной работы профильных комитетов Парламента РК и ключевых министерств.

Изучение опыта других стран мира говорит о том, что именно трансфер стандартов проектно-ориентированного инженерного и предпринимательского образования CDIO ( www.cdio.org ), учебной (образовательной) робототехники и современных STE (А)M-технологий становится новой ключевой задачей всей системы школьного, средне-специального и вузовского образования для Казахстана.

Неэффективность существующей классической модели вуза в существующих реалиях рыночной экономики стала очевидной и в учебных заведениях страны возникла необходимость совершенствования менеджмента и развития предпринимательской деятельности. При этом, наибольший интерес представляют пути трансформации вузов в организации нового типа - предпринимательские организации, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка, получение прибыли, развитие инновационных технологий, поддержку наукоемких исследовательских проектов и управление ими.

      На сегодняшний день прообразом предпринимательского университета в Казахстане можно считать только «Назарбаев Университет», в то же время в других странах мира и в той же России дискуссия по вопросам трансформации классических и научно-исследовательских университетов в предпринимательские идет уже очень активно.

      Так на томской, 2012 года конференции обсуждалась капитальная системная проблематика, связанная с Развитием предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров -http://www.nanonewsnet.ru/news/2012/ekaterina-bulycheva-budushchee-predprinimatelskikh-universitetov-v-rossii-zavisit-ot-ikh-s

      Практические Рекомендации в адрес профильных министерств, ведомств, институтов развития и комитетов Мажилиса и Сената Парламента РК хотелось бы нацелить на:

1) Разработку и включение в Программы МОН РК и ГП ФИИР -1/2 соответствующих проектов по созданию в Вузах Казахстана специальных факультетов, кафедр и лабораторий инновационного студенческого предпринимательства / робототехники / мехатроники - надежных инструментов для развития творческого и предпринимательского мышления молодежи, которые на сегодняшний день практически не используются. В результате за годы рыночной экономики в Казахстане так и не сформированы новые поколения своих профессиональных и конкурентоспособных научно-технических и предпринимательских кадров. Так, по данным за 2012 год в Алматы при поддержке Фонда ДАМУ проектных ресурсов получили всего 9 молодых людей в возрасте до 30 лет, в Астане - 8.

2) Решение задач по развитию высокотехнологичных инновационных кластеров в системе высшего и средне-специального образования РК, вытекающих из Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года, принятой Указом Президента РК от 4 июня 2013 года № 579 и с учетом требований Национальной рамки квалификаций Республики Казахстан (http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1200008022 ), в том числе через предложенную в ходе подготовки симпозиума международным консорциумом (организация - лидер международная компания ATG-CNTConsult) Программу создания на базе ведущих Вузов Казахстана «Центров развития инновационных компетенций» (сокр. Программа «ВУЗ - Центр компетенции»). Суть данной программы — в системном подходе к созданию Центров развития инновационных компетенций на базе ведущих Вузов в регионах РК для проф-ориентационной работы, учитывающих специфику учебного заведения и рынка труда в различных субъектах Республики Казахстан. В программе могут принять участие высшие учебные заведения и заинтересованные организации всех регионов Казахстана. В ней также есть место для совместных с ATG-CNTConsult исследовательских проектов казахстанских Вузов по тематике развития инновационных компетенций студентов, преподавателей и административного персонала. В рамках программы для заинтересованных Вузов может использоваться специальная бизнес-модель, направленная как на профориентацию, так и профессиональную адаптацию выпускников.

3) Внедрение в Вузах РК программ и проектов повышения эффективности управления персоналом с использованием тестовых и оценочных инструментов Теории Организационной Деятельности (ТОД), разработанной казахстанским экспертом Георгием Ваниевым и последующего профессионального обучения топ- и мидл-менеджмента на специальных курсах «Изменения без революций и подвигов», в результате которых Вузы могут без капитальных затрат увеличивать свою эффективность и продуктивность в 1.5 - 2 (и более) раза. Итоговый результат - понятный, проверяемый и измеримый. Управление таких изменениями не требуют покупки новых программныхпродуктов или систем , всю работу делают сами сотрудники в процессе выполнения заданий и работы над своими проектами

4) Создание межвузовских хабов-акселераторов в Астане, Алматы и областных центрах РК и интеграции деятельности 2-х ключевых управлений Акиматов - управления образования, курирующих школы и колледжи с Управлением по вопросам молодежной политики, курирующих работу Вузов.

5) Налаживание ежегодного профессионального аудита корпоративных информационных систем управления проектами и программами в институтах развития, национальных компаниях и госструктурах РК (в т..ч госВузах) с целью инициировать и организовать под эгидой Администрации Президента РК и Правительства РК Национальный конкурс «Лучший проект года в РК» по правилам международных ассоциаций PMI ( www.pmi.org ) / IPMA ( www.ipma.ch )