Музыка для детей или зачем учить ребенка музыке

           Во времена Петра I уроки музыки были столь же обязательными, сколько точные науки и грамматика. Так продолжалось практически до 19 века. Но и тогда учиться музыке приходилось всем студентам государственных гимназий и частных пансионатов. В последующем европейское воспитание стало менее требовательным, и музыкальные школы обособились от общеобразовательных учреждений. А в период перестроечной коммерциализации на постсоветском пространстве учиться музыке стало и не выгодно, и не перспективно, и не престижно. 

       В действительности, музыкальное образование – это существенно большее, чем просто знание инструмента или владение голосом. Учиться музыке необходимо для расширения кругозора, знаний в области культуры и истории искусств. Современные музыкальные школы дают возможность учиться музыке по традиционным, индивидуальным программам и даже дистанционно. Можно прибегнуть к услугам репетитора или использовать видео уроки музыки.

       Занятия музыкой дают сильнейшую дополнительную физическую, интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, которые компенсируются результатом труда музыканта.

  1. Учиться музыке необходимо для воспитания силы воли и самодисциплины. Музыкальные школы, частные занятия и даже видео уроки музыки построены на жестком графике. Музыканты сродни профессиональным спортсменам. Их уроки, как тренировки, обязательны и регулярны. Освоение музыкального инструмента требует усидчивости, упорства и постоянства. Важным элементом в обучении является мышечная память. При этом музыкальный материал учиться один раз, но человек в состоянии воспроизвести его даже спустя много лет.
  2. Занятия музыкой развивают интеллект. В этом плане музыкальные школы могли бы конкурировать с математическими лицеями. Нотная грамота – практически новый язык, владение читкой с листа сродни профессиональной дешифровке, освоение ритмов, стилей, направлений, распознавание темпа и характера музыки требуют серьезной работы аналитических отделов головного мозга. Нобель, Менделеев, Эйнштейн – даже эти великие ученые считали для себя необходимым учиться музыке.
  3. Обучение музыке похоже на освоение иностранного языка. Грибоедов, Чернышевский, Толстой, Роллан прекрасно разбирались в музыке и знали по несколько языков. Есенин, Булгаков мастерски владели словом и несколькими музыкальными инструментами. Музыкальные школы дают возможность учиться музыке и открывать новые горизонты памяти, развивать способность запоминать и воспроизводить – навыки, необходимые для освоения языков. «Музыка — универсальный язык человечества» - писал Генри Лонгфелло. Для создания литературных шедевров писатели и поэты используют языковые возможности, композиторы - средства музыкальной выразительности. Устная и письменная речь в музыке отождествляется со звуками и нотами. Само по себе нотное письмо – это целый язык.
  4. Музыка формирует структурное мышление. Даже самые «простые» привычные для слуха песни имеют определенную форму. Как и любое масштабное произведение их можно разделить на части, темы, фразы. Наш слух воспринимает музыку в целом, но при внимательном прослушивании мы можем разбить ее на составляющие. Детям гораздо легче одновременно учиться музыке и овладевать компьютером. Занятия музыкой облегчают понимание структурно сложных процессов.
  5. Музыка облегчает коммуникацию. Поскольку занятия музыкой расширяют кругозор, то делают человека интересным собеседником. Люди с музыкальным образованием разносторонни. Коммуникабельности также способствует умение погружаться в мысли и чувства других людей. Этот навык приходит вместе с опытом исполнения произведений различных композиторов. Каждый автор вкладывал в свое творение часть себя. Понять задумку композитора значит практически понять его самого. Именно понимание другого человека является важным аспектом успешного межличностного общения. Поэтому тем детям, преуспевшим в музыке, будет легко реализоваться в менеджменте и администрировании. В этом отношении особенно эффективны музыкальные школы. Здесь в коммуникативные навыки развиваются много быстрее. Учиться музыке можно в любом возрасте. Детям предпочтительней заниматься не только с учителем, но использовать дополнительные источники знаний: видео уроки музыки, мастер-классы, специальную литературу.
  6. Музыка закаляет характер. Сложность музыкального пути определяет стойкость людей, посвятивших себя изучению музыки. Часто дети к 4-5 классу музыкальной школы начинают сдаваться. У них проявляется апатия, быстрая утомляемость, лень и прочее. В этот переломный период важно продолжать учиться музыке, не забрасывать занятия. Сложное время пройдет, а целеустремленность, настойчивость останутся и помогут реализоваться в любой сфере, даже не связанной с музыкой.
  7. Занятия музыкой повышают уровень ответственности. В музыкальной школе каждый этап имеет свои временные рамки. Невозможно изменить, например, сроки экзаменов или отчетный концерт. Каждый музыкант еще в период обучения демонстрирует уровень своих знаний как настоящий артист. Представьте, что будущий дирижер, решил перенести экзамен, в котором кроме него задействован целый оркестр. Музыканту невозможно подвести и преподавателей и будущих коллег. Учиться музыке значит учиться отвечать за себя и свои поступки.
  8. Музыка развивает системное восприятие. Занятия музыкой формируют навык выполнения нескольких дел одновременно. Воспроизведение музыки – единовременный процесс, в котором нет места остановке. Поэтому музыкант, читающий с нотного листа многофункционален. Он должен концентрироваться на том, что и как играет, осознавать дальнейшее движение музыкального произведения. Таким образом, у ребенка формируется системное восприятие происходящего, оттачивается навык управления разными событиями одновременно.
  9. Учиться музыке нужно, потому что она приучает к успеху. Многие известные люди, миллионеры и артисты занимались музыкой. Реализовавшись в самых разных областях, они уверены, что музыка, наряду с другими факторами, помогла им достичь успеха. Владелец миллиардного состояния и фонда «Caxton Associates» Брюс Ковнер мастерски играет на фортепиано, создатель «Google» Ларри Пейдж – на саксофоне. Музыкально образованные люди преуспевают в любой профессии. Брюс Уиллис – прекрасно поет, играет на губной гармонике, пишет песни, Хью Лори - не только блестящий актер, но и композитор, играет на фортепиано, гитаре, саксофоне, Роберт Паттинсон, кроме актерской карьеры периодически выступает в пабах с авторскими песнями. Директор отдела политических новостей NBC Чак Тодд, играющий на валторне, однажды сказал: «Не что иное, как музыка, научит тому, что, если над чем-то работаешь достаточно усердно, в конечном итоге оно действительно становится лучше. Вы видите результат».

Музыка для детей или зачем учить ребенка музыке

       Сегодня достаточно возможностей для получения музыкального образования: музыкальные школы, репетиторы, онлайн преподаватели, видео уроки музыки. Новые технологии и традиционные методы дают практически неограниченный объем информации для тех, что хочет развить свои способности, открыть новый талант, расширить кругозор. Учиться музыке никогда не поздно. Но лучше, если формирование высокого интеллектуального, психологического, культурного уровня личности начнется в детстве.