Откройте любую книгу с рекомендациями по воспитанию детей и вы прочтете, как важно их хвалить, а некоторые «эксперты» по методам воспитания детей убеждают, что самое лучшее, что вы можете сделать для ребенка, — это внушить ему высокую самооценку, постоянно осыпая похвалами. Когда ребенок сдаст экзамен, скажите ему, какой он умный. Когда он нарисует картину, превозносите его художественный талант. Когда он забьет гол или первым прибежит к финишу, отметьте его спортивные способности. Как утверждают сторонники такого подхода, негативное отношение категорически запрещается и всякий успех, даже самый мелкий, достоин внимания.

Методы воспитания детей: хвалить или бранить?

На интуитивном уровне эта идея очень привлекательна. Если постоянно говорить детям, какие они расчудесные, конечно, они вырастут уверенными в себе и счастливыми людьми. Пока что ничего плохого. Есть, однако, в этом утопическом взгляде на человеческую психику маленькая проблема. Научные данные говорят о том, что убеждать ребенка, какой он умный и талантливый, — это форменное преступление. В конце 1990-х Клаудия Мюллер и Кэрол Двек из Колумбийского университета провели масштабное исследование по психологии похвалы. В их экспериментах участвовало более 400 детей в возрасте от 10 до 12 лет разного общественно-экономического положения и национальностей. Выявилась тенденция, ровно противоположная той, какую предсказывали многие авторы книг по воспитанию. Дети, которым сказали, какие они умные, набрали гораздо меньше баллов, чем остальные.

Развитие ребенка, уроки для детей

Почему похвалы производят такое неожиданное и непродуктивное действие? Как полагают Мюллер и Двек, здесь работают несколько факторов. Похвала приятна ребенку, но она может внушить ему страх провала и заставить избегать трудных ситуаций, чтобы не выглядеть неудачником, если он не справится с задачей.Методы воспитания детей: хвалить или бранить? Помимо того, когда вы говорите, какой он умный, он понимает вас в том смысле, что ему уже не нужно стараться, чтобы получить хороший результат. Поэтому у ребенка может уменьшиться мотивация, он не будет прикладывать необходимые усилия и чаще будет терпеть неудачу.

Значит ли это, что всякая похвала хуже брани? Отнюдь. Похвала бывает разной. Результаты со всей очевидностью говорят о том, что похвала за старания — совсем не то же самое, что похвала за способности. Согласно выводам Мюллер и Двек, хваля детей за старание, вы поощряете их прилагать усилия независимо от результата, и потому он не боится неудачи. В итоге возможность научиться новому перевесила для них страх получить низкую оценку, и они предпочли трудную задачу легкой. Кроме того, эти дети более мотивированы так же стараться и в дальнейшем, поэтому вероятность успеха у них намного больше.

Читайте также: «Как помочь ребёнку стать лидером»

Хваля ребенка за старание, вы вселяете в него желание стараться, работать, не щадя сил, и упорно двигаться вперед, невзирая на трудности.

 

По материалам: Ричард Уайзмен, «59 секунд, которые изменят вашу жизнь»

 

Подготовка к школе