Дети растут и развиваются очень быстро. До 6 лет процесс развития ребенка происходит стремительно. Со временем малыши становятся старше и темпы их развития снижаются, хотя все еще продолжают удивлять взрослых, чье физическое развитие практически прекращается к 25 годам. Но физику нашего организма составляют не только функции тела, но и мозга. Мы способны развивать интеллектуальный, психологические и эмоциональный потенциалы на протяжении всей жизни. Грамотное развитие ребенка при этом остается важнейшим этапом на пути формирования личности. Родителям зачастую сложно самостоятельно выбрать правильную форму работы с детьми. Для этого существуют специалисты-педагоги и психологи, которые могут порекомендовать различные методики раннего развития, программы и схемы. Чем младше ребенок, тем внимательнее и осторожнее следует подходить к выбору методов развития.

Методики раннего развития

       Начать обзор методик раннего развития можно с самых известных фамилий в области детской психологии и педагогики. Развивающие методики многих специалистов схожи, но каждая из них имеет свои нюансы и особенности.

       
Итальянский педагог Мария Монтессори разработала собственные методики раннего развития ребенка еще в начале 20 века. Ее развивающие методики были направлены на развитие у детей навыков чтения, письма и счета и формирование волевой, целеустремленной  личности в зависимости от индивидуальных особенностей малыша. Метод состоит в том, чтобы научить ребенка использовать свой потенциал в разных областях жизни и принимать самостоятельные решения.   Методики раннего развитияКомната ребенка или группы детей делится на пространства: языковое, математическое, музыкальное, художественное, литературное, бытовое и так далее. Каждое пространство соответствующе оформляется, и в нем размещаются соответствующие тематические материалы. Дети самостоятельно выбирают, где им находиться. Попадая в каждое пространство, ребенок получает комплекс информации, знаний и навыков. В таких условиях развитие детей значительно ускоряется. Внимание ребенка не рассеяно по разным направлениям, а сосредоточено, поскольку каждое пространство имеет обобщающие детали и сконцентрировано на определенном направлении. Например, в математическом пространстве он знакомится с основами счета, количественными характеристиками, а в бытовом учиться завязывать шнурки, обращаться со столовыми приборами. Тактильное, сенсорное развитие ребенка происходит крайне быстро. Развивающие методики Монтессори получили широкую известность во всем мире и до сих пор активно применяются в индивидуальной и групповой работе с детьми.

Развитие ребенка: курсы, уроки, мастер-классы

       Кто сегодня не видел развивающие «кубики Зайцева», а счетные палочки? Занимательные кубики можно начинать складывать детям уже в 3 года, а счетные палочки были просто незаменимы на самых первых уроках математики. Развивающие методики детского воспитания, разработанные Н. Зайцевым, стали педагогическим прорывом. Метод позволяет обучить детей читать, писать и выполнять простейшие математические действия уже через 15 часов занятий. Российский ученый, филолог Николай Зайцев начал внедрять свою систему развития детей еще в 1989 году. Развитие ребенка по методу Зайцева можно начинать с 2-х лет. К шестилетнему возрасту дети полностью готовы к школьным программам, рассчитанными на 2-3 класс. Эти развивающие методики наиболее эффективны при групповых занятиях. Методики раннего развитияПринцип «склада», так называется основная часть речи в методике Зайцева, помогает детям быстро усвоить, что есть гласные и согласные, как различаются звуки и буквы. Развитие ребенка по Зайцеву проходит без перенапряжения, дополнительных нагрузок и стрессов.

       Семейный педагогический дуэт Бориса и Елены Никитиных также подарил миру комплекс методов, направленных на скорейшее развитие детей. Системный подход Никитиных включал спортивные, интеллектуальные, творческие занятия. При этом дети не должны ограничиваться во времени или количестве упражнений и уроков. Все завит от способностей и возможностей каждого конкретного ребенка. Наблюдение и корректирование, как естественные процессы, ставятся прежде воспитательно-назидательных методов. Развивающие методики Никитиных уделяют особое внимание психологическому, эмоциональному состоянию детей, концентрации на внутреннем потенциале малышей.

Видео-уроки для детей

       Выдающийся социолог, педагог-новатор Павел Тюленев внедрил «Метод интеллектуального развития ребенка». Его система затрагивает все сферы жизни и деятельности маленькой личности. П. Тюленев предложил начинать воспитание ребенка еще в утробе матери. Все, что читает, слышит женщина во время беременности, вся информация, которую она получает из внешнего мира, накапливается и передается ее малышу. Быстрое развитие ребенка напрямую зависит от каждой мелочи, окружающего его до и после рождения. Таланты и умения, интеллект и творческий потенциал формируются средой, в которой ребенок рождается и растет. Методики раннего развитияРазвивающие методики Тюленева заключаются в постепенном изменении внешней среды для целенаправленного преображения младенца в дошкольника, дошкольника в подростка и далее.

       Обзор методик развития детей не может обойти вниманием американского педиатра Глена Домана. Его метод основан на теории, что эффективное обучение возможно только в период роста мозга, который продолжается до 7-7,5 лет. Возраст, когда мозг наиболее активен от 1 года до 3 лет. В это время и следует преподавать ребенку базовые знания по математике, языками и прочим наукам.

       Интеллектуальный, творческий и даже физический уровень личность зависит от того, насколько правильный подход к развитию ребенка использовался его родителями и педагогами. Современные развивающие методики делают процесс воспитания детей по-настоящему эффективным и интересным не только для них самих, но и для нас, взрослых.


Читайте также: Коучинг детям: воспитание примером

Подготовка к школе