Не так давно Джека Зенгера и Джозефа Фолкмана, топ-менеджеры компании Zenger/Folkman, занимающейся консультациями по развитию для руководителей бизнеса, попросил сделать анализ модели компетентности для развития лидерства. Основную идею модели можно сформулировать так: потенциальный лидер должен развивать разные навыки в разные периоды своей карьеры. К примеру, согласно этой модели поведения, обычные менеджеры обязаны стремиться к результату, в то время как топ-менеджеры должны держать в голове картину целиком и обдумывать стратегические перспективы.
Ключевые навыки руководства востребованы на всех уровнях
        Если не вникать в подробности, схема должна быть рабочей, так как мы предполагаем, что если человек освоил один какой-то навык, он будет продолжать работать по нему. Тем не менее, эта модель совершенно не подходит к спорту, так как спортсмены тренируют те же самые умения в течение всей своей спортивной деятельности. Также можно припомнить, что большинство отличных управленцев высшего звена помнят о результатах, а очень много рядовых менеджеров (тех, кто в скором времени получат повышение) имеют четкое представление и о цели, и о стратегии. В связи с этим возник вопрос, действительно ли это так? Нужно ли в один период забыть об одних навыках, а в другой – о других? А может все-таки есть некий основополагающий перечень навыков, которые необходимы всегда?
       Чтобы прояснить этот немаловажный вопрос, Зенгером и Фолкманом была составлена база данных. Они опросили более 330 тысяч управленцев, их сослуживцев и подчиненных на тему самых важных навыков для той должности, которую занимает респондент. Каждый должен был отметить 4 пункта из 16 предложенных навыков. После чего эти ответы были сопоставлены с данными о менеджерах разных уровней.
       Конечно, на список требуемых компетенций оказывало влияние и то, какое место занимает человек в компании, и род его деятельности и даже субъективные причины. Тем не менее, все четыре уровня руководителей оказались на удивление единодушны в том, какие навыки должны быть наиболее важными. Простые администраторы, управленцы высшего и среднего звена единогласно отмечали одинаковые компетенции, а 6 из 7 качеств были ключевыми в перечне топ-менеджеров. Участники анкетирования решили, что менеджер любого уровня должен обладать в равной степени всеми семью навыками. Остальные 9 компетенций выбирались в два раза реже семи базовых.
       Поэтому вывод тут может быть только один – ключевые навыки остаются неизменными в то время как менеджер продвигается по службе. Одновременно с этим Зенгер и Фолкман заметили, что ценность 7 основополагающих навыков изменяется от звена к звену. Младшие администраторы перечисляли навыки в одном порядке. Руководители среднего звена поставили решение проблем на первое место, а старшие управленцы второе место отвели коммуникабельности, и одни только менеджеры высшего звена добавляют к этому списку еще одну компетенцию – стратегическое мышление. Оно постепенно, начиная с последних мест, занимало все более высокую позицию и поднялось до пятой строчки. Основываясь на этом опросе, Зенгер и Фолкман пришли к заключению, что разные уровни действительно требуют определенных навыков больше, чем остальных, но гораздо интереснее другое: есть фундаментальный перечень навыков, актуальный для любого уровня управления. Если вы думаете, что будете развивать стратегическое мышление и видение, пока вас не повысят, то вы никогда не дойдете до вершины карьеры. Согласно исследованию, если вы не владеете этим навыком, то это воспринимается как неисправимый изъян даже если вам по служебным обязанностям это, казалось бы, не требуется. Ведь ваш руководитель должен быть уверен в том, кого он повышает, а для этого он должен точно знать, что вы умеете.
       Поэтому вас следует задать себе вопрос о том, какими компетенциями вы должны обладать прямо сейчас, а так же обязательно поинтересуйтесь, что вас нужно будет освоить для работы на другом уровне. Показывайте эти качества на своей должности сейчас, чтобы было видно: вы можете делать работу сложнее.