3 этапа преодоления кризиса для бизнеса

За последние 20 лет предполагаемая опасность кризиса уже несколько раз превращалась в реальную. В нестабильных экономических условиях бизнесу приходится не только иметь предупреждающую стратегию, но и постоянно предпринимать оперативные меры реагирования. Эффективная антикризисная политика компаний позволяет принимать правильные решения в самые трудные периоды.

Как бизнесу выжить в условиях кризиса

Многие известные корпорации прибегали к странным решениям. Иногда уже существующие отработанные механизмы преодоления кризиса не работают. Эффективное управление использует нестандартные подходы, которые в итоге помогают ему продолжить свою работу и даже улучшить состояние компании. Например, руководство Hewlett Packard в конце 90-х вместо общепринятого тогда разделения конкурирующих внутри многих крупных компаний отделов приняло решение объединить ряд подразделений. Отсутствие корпоративной конкуренции стало мотивирующим фактором для менеджмента и сотрудников, что повысило эффективность работы и позволило увеличить продажи. Порой то, что может показаться странным по умолчанию, в кризисный период становиться возможностью для выхода из тупика.

Преодоление кризиса сопряжено с двумя главными целями: увеличением оборотов и сокращением затрат. Часть компаний уменьшает инвестиции в производство, часть в персонал, кто-то экономит на качестве продукции или услуг. Но такие меры могут привести к краху.

Возможны 3 этапа преодоления кризиса для бизнеса, пройдя которые компания останется на плаву.

1 этап - вникнуть в ситуацию

Как бизнесу выжить в условиях кризиса?В момент осознания кризиса, таких его самых ярких проявлений, например, как падение курса национальной валюты, многих охватывает паника. Что делать, куда бежать, как работать? Масса хаотичных вопросов, ответов на которые сиюминутно никто не даст. Поэтому в первые дни-недели кризиса следует внимательно наблюдать за ситуацией. Следить за клиентами. Ориентироваться на их поведение. Если ваши основные клиенты не предпринимают никаких действий, то и вам не следует активничать. Если их работа протекает в обычном режиме, то и вы ведете себя соответственно. Общайтесь с ними, уточняйте планы, интересуйтесь их мнением. Относительно их поведения выстраивайте собственную тактику поведения в кризис. Займитесь внутренними проблемами. Проведите реорганизацию персонала, сократите тех, чья работа, действительно, неэффективна или в данный момент бесполезна. Заморозьте безуспешные проекты и перенаправьте финансирование. Помните, что многие компании, ваши конкуренты, делают то же самое. Сбрасывая балласт, вы и они готовитесь к всплытию в новых экономических реалиях.

Тренинги, курсы, семинары по менеджменту

2 этап — мобилизация

Как бизнесу выжить в кризисКризис позволяет клиентам предъявить вам новые требования. Ваши товары и услуги теперь стали дороже. Выбор производителя, подрядчика, продавца или услугодателя теперь более скрупулезен. Клиенты экономят и ищут лучший вариант сочетания цена-качество. Среди прочих ваша компания становиться в условия жесточайшей конкуренции. На этом этапе необходимо контролировать основные показатели эффективности работы подразделений. В условиях кризиса количество реально совершенных сделок по отношению к вашему предложению уменьшиться примерно в 1,5 раза. Ваша задача сохранить объемы продаж. Это значит, что необходимо увеличивать обороты за счет повышения внутренних нормативов. Какими бы драматичными ни были доводы сотрудников и менеджмента о невозможности повышения интенсивности работы, необходимо оставаться стойкими. Начните следить за уровнем эффективности распределения рабочего времени. Вы обнаружите большой объем простоя. Увеличивая нормативный объем сделок в 2 раза, вы лишите часть сотрудников возможности безделья в рабочее время.

Видеоуроки по менеджменту

3 этап — маркетинг

Как бизнесу выжить в кризис?После непродолжительной мобилизации и «закручивания гаек» наступает этап восхождения. Продажи идут к гору, продавцы уже смелее привлекают все новых и новых клиентов. Теперь необходимо оказать своим бойцам на местах «поддержку с воздуха». Маркетинговый план в период кризиса должен быть пересмотрен. Изменения могут коснуться ценообразования, специальных предложений, работы с главными клиентами. За время кризиса ваши клиенты тоже изменились, у них появились новые потребности, новые требования. Разработайте новые схемы привлечения клиентов и взаимодействия с ними. Скорректируйте рекламу. Помогите своим отделам продаж найти новые подходы к целевой аудитории.

В целом все 3 этапа преодоления кризиса для бизнеса занимают 2-4 месяца. За это время ситуация становится более прозрачной. Компании, сумевшие выжить, крепнут и вновь начинают активно работать на рынке.

Читайте также: «Управление персоналом. Руководство для рабовладельца»