Как технологии влияют на способности ребёнка мыслитьМышление — это способность к рефлексии и умению делать выводы исходя из собственного опыта, знаний и инсайтов. Мышление делает нас людьми и позволяет общаться, создавать, строить, развиваться и быть цивилизованными. Наша способность к развитию и созданию инноваций, привела к созданию технологий, скорость внедрения которых в жизнь каждого из нас настолько высока, что мы не успеваем оценить все последствия их влияния на нас.

Однако сегодня уже появляются исследования, и число их растет, которые показывают, что влияние технологий на способность детей к обучению может быть как полезным, так и вредным. Пластичность детского мозга делает его очень восприимчивым к воздействию цифровых информационных потоков. Фактически мы имеем дело с тем, с чем еще никогда не сталкивались за всю историю человечества. Но уже сейчас можно говорить, что конечный результат во многом определяется тем, какие технологии, каким образом и как часто используются.

Читать еще Коучинг детям: воспитание примером

Эксперт по технологиям Николас Карр заметил, что когда-то распространение чтения повысило нашу способность сосредотачиваться и мыслить образами. Интернет усиливает нашу способность к быстрой и эффективной обработке информации. Но главный вопрос, который мы должны себе задать, как новые технологии влияют на развитие внимания? Потому что именно внимание является ключом к развитию мышления. Без него другие аспекты мышления, а именно: способность воспринимать, анализировать, запоминать, изучать, создавать, рассуждать, решать задачи и принимать решения, ограниченны, а иногда и невозможны. Способность наших детей учиться сосредоточенно, эффективно и последовательно, является базовым условием для их становления в качестве успешных и счастливых людей.

Примеры того, как развитое внимание помогает в выживании, можно найти и в дикой природе. Например, волки, львы, тигры и другие хищники обладают высокоразвитым визуальным вниманием, которое позволяет им определить и отследить свою добычу. Их потенциальная добыча, такие как олени и антилопы, хорошо развили слуховое внимание, которое позволяет им слышать приближающихся хищников. В обоих случаях относящиеся к вниманию способности животных развились и адаптировались к окружающей среде, в который они живут. Для людей это характерно в неменьшей мере и потому уже с младенчества мы должны стремиться к развитию у детей тех аспектов внимания, которые наиболее востребованы сейчас и будут высоко востребованы в обозримом будущем.Как технологии влияют на способности ребёнка мыслить

Во времена наших отцов и дедов чтение было одним из основных способов обучения. Оно требовало от детей развитого воображения, памяти и умения концентрироваться на тексте, не отвлекаясь на внешние факторы. Появление телевидения снизило значение воображения, т.к. наличие картинки удовлетворило потребность детей в визульном представлении изучаемого материала. А интернет ослабил требования к развитию памяти, т.к. теперь вопрос использования нужной информации зависит не от способности вспомнить, а от умения пользоваться технологями (компьютерами, смартфонами, поисковыми системами и т.д.). Технологии предъявляют к мозгу совсем другие требования, чем в свое время предъявляло чтение. Как считает Николас Карр, между ними примерно такая же разница, как между подводным плаванием и ездой на гидроцикле. Чтение книг походит на подводное плавание, в котором водолаз погружен в тихое, визуально ограниченное и медленное взаимодействие с материалом, с немногими отвлекающими факторами. В результате от учащегося требуется умение сосредотачиваться на конкретном материале, глубоко погружаясь в него. Использование же Интернета походит на езду на гидроциклах, при которой реактивный лыжник скользит по поверхности воды на высокой скорости, окруженный многими отвлекающими факторами и потому вынужденный перескакивать с одного материала на другой.

Читать еще Методики раннего развития

Исследования показали, что чтение текста в условиях отсутствия возможности отвлекаться на что-то другое, лучше способствует пониманию и запоминанию материала, чем чтение того же текста, но уже с обилием ссылок, рекламы и другой, не имеющей отношение к материалу, информации. Вопреки расхожему мнению, часто те, кто изучал только текстовый материал, усваивали его лучше, чем те, кто задействовал при обучении видео. Кроме того, использование интернета во время уроков не улучшало усваиваемость материала. Было доказано, что чтение лучше развивает критическое мышление и способности к решению задач, чем “визуальные” учебные материалы.

Как технологии влияют на способности ребёнка мыслитьКонечно, в наличии технологий в процессе обучения не все так плохо. Согласно тем же исследованиям, видеоигры и другие визуальные материалы, улучшают визуально-пространственные возможности, повышают скорость реакции и развивают способности к определению нужных деталей среди беспорядка. Грамотное использование технологий, таким образом, не будет отрицательно влиять на обучение, а сделает его более разнообразным и интересным, что так же важно для эффективного процесса обучения. Например, повсеместное использование интернет-поисковых систем снизило способности детей к запоминанию информации, но увеличило их навыки поиска нужной информации. Учитывая, как легко сегодня найти нужную информацию, знание того, что и где нужно искать, становится более актуальным, чем фактическое знание чего-то. Отсутствие необходимости хранить неважную информацию позволяет мозгу тратить больше времени и усилий на обработку информации более “высшего порядка”.

Так какое же место технологии должны занимать в процессе обучения детей? Пока очевидно следующее: чрезмерное внимание технологиям в процессе обучения детей, в ущерб чтению и традиционным игровым техникам, могут скорее навредить, чем помочь им в будущем преуспевать даже в том мире, где умение свободного владения технологиями будет являться одним из важнейших навыков.

Читать еще Как стимулировать ребенка к обучению

 

По материалам: Jim Taylor Ph.D., psychologytoday.com