Как оценить бизнес?

Разные причины могут побудить предпринимателя продать его бизнес. Как бы то ни было, это личное дело собственника. Но все сталкиваются с одной и той же проблемой — как сделать оценку бизнеса, чтобы определиться с его реальной ценой. Процесс это непростой, и именно по указанной причине весьма недешево стоят услуги хороших оценщиков. Если же продавец решил оценить бизнес своими силами, то какие методы определения цены он должен учесть?

Продажа по частям

Для начала давайте задумаемся, а зачем потенциальному покупателю нужна эта сделка. Как ни удивительно, цена бизнеса будет во многом зависеть от ответа на этот вопрос.

Первая цель, которую, скорей всего, укажет покупатель, — это дробление бизнеса и продажа его по частям или же перепродажа целиком. Например, ваши цеха на приобретенной в собственность земле, в них имеются автомобили, оборудование. Покупатель планирует продать отдельно технику, отдельно недвижимость. А может сделать иначе — землю и помещения сдавать в аренду. Нынче, к слову, модно в производственных помещениях оборудовать офисы, торговые центры, склады. Возможен и иной сценарий — покупателю нужно не имущество, а бренд, который имеет успешную историю и занимает одно из лидирующих мест в этом сегменте рынка. Бренд также можно успешно перепродать. В таком случае ваш бизнес будут реализовывать по ликвидационной цене. Это, конечно, очень обидно, потому что означает конец дела, в которое вы вложили столько сил. Да и цена здесь будет определяться не на бизнес в целом, а на его составляющие — имущества, бренда, земли.

Курсы, тренинги, семинары по оценке бизнеса

Оценят по доходу

Второй вариант оценки компании — это оценка по доходу. Если вы выясняете, что потенциальный покупатель заинтересован в дальнейшем развитии вашего бизнеса, даже если запланирована реорганизация или изменение профиля, то оценивать уже нужно совсем по-другому. В этом случае надо учитывать, что стоимость компании будет считаться инвестициями. Соответственно, новый собственник получает не только активы, но и вероятную прибыль. Поэтому в стоимость нужно включить все, что указано выше, и она окажется значительно выше, чем при первом варианте. Это называется инвестиционная стоимость.

Совокупная стоимость

Третья схема оценки компании является совокупностью первых двух — ликвидационной и инвестиционной. Именно такой вариант дает наиболее корректную оценочную стоимость. Ее следует устанавливать в том случае, если покупатель профессионально занимается инвестициями и специализируется на покупке и дальнейшем развитии компаний. В таком случае инвестор вряд ли долго будет единственным владельцем бизнеса, он попытается продать часть бизнеса, но при этом вложит деньги в его развитие. В результате он рассчитывает получить прибыль и от производства и от продажи части предприятия. Это и будет наиболее выгодная цена для продавца.

Если у вас есть известность, имя, репутация, то слух о продаже вашего бизнеса быстро распространится среди участников рынка. И, если будет такая возможность, лучше, конечно, выбирать предложение, связанное с совокупной стоимостью.

К слову, чтобы усилить интерес покупателей, попробуйте разместить объявление о продаже компании на всех основных электронных площадках страны.

Схема начисления

Чтобы правильно оценить стоимость продаваемой компании, нужно представить себя на месте инвестора. Он использует понятие «срок окупаемости проекта». Надо посчитать, за какое время могут окупиться инвестиции в предприятие и когда оно начнет приносить прибыль. Это и есть наиболее точный способ оценить действующий бизнес.

Лет десять назад в Казахстане малые и средние предприятия окупались в среднем в течение двух лет. Сейчас уже этот срок составляет три года. А для крупного бизнеса актуальный срок — 5 лет. В Европе же доходит до 8 лет. Понятно, что крупный бизнес требует более значительных вложений, но и доход он приносит несравнимый с доходами МСБ.

Исходя из этих данных и рассчитывается стоимость компании. Возьмем в качестве примера ларек, где продаются журналы и газеты. Он приносит примерно 250 тысяч тенге чистой прибыли в месяц. Сам ларек принадлежит владельцу, а землей он пользуется по договору о долгосрочной аренде. Земля государственная, и в любой момент может понадобиться властям, и они найдут способ расторгнуть договор аренды.

Поэтому ларек может быть реализован по остаточной стоимости, как и оборудование, товар. Однако рентабельность, короткий срок товарооборота и будущая прибыль можно оценить намного дороже. Обычно берется месячная чистая прибыль, ее нужно умножить на 12 или 24 месяца. Таким образом оценивается будущая прибыль за год или два. Выходит, оценочная стоимость ларька составит от 300 до 6000 тысяч тенге.

Многие предприниматели такой бизнес сначала берут на время, то есть покупают и дальше думают, оставить себе или перепродать. Смотрят, как идет бизнес, оценивают результат и принимают дальнейшее решение о его судьбе.

Читайте также: «Как оценить бизнес-идею»

Оценить бизнес-идею

Особенно предприимчивые бизнесмены могут оформить не только работающую компанию, но и свои идеи на этапе бизнес-планов. В таком случае будет полезно узнать, как оцениваются мысли и планы. Цена зависит от множества факторов. Есть ли патент, расчеты, планы, разработки? Имеются ли образцы товаров, насколько детально расписан бизнес-план — все это показывает перспективы по окупаемости проекта. Потенциальный покупатель прикидывает примерные затраты для организации бизнеса. А продавцу нужно оценить, какую прибыль будет приносить этот бизнес, если идея будет воплощена в жизнь. Поэтому любая идея хороша, если есть грамотно составленный бизнес-план, при чем не только у продавца, но и у покупателя.

Оценка по франшизе

Еще один способ примерной оценки бизнеса заключается в поиске франшизы на такой же вид бизнеса. Посмотрите, сколько стоит франчайзинг, умножьте эту сумму на 12 или 24, и получите стоимость своего дела. Способ очень приблизительный, но дает возможность представить рамки вашей будущей цены.

Как привлечь клиентов в интернете