обучение ребенка финансовой грамотности

          Научиться управлять личными финансами – задача не из легких. Хотя в школах редко учат финансовой грамотности, это может быть жизненно важно для ребенка в будущем. Независимо от того, учится ли ваш ребенок в начальном классе или он уже подросток, обучение финансовой грамотности поможет ему добиться успеха в дальнейшей жизни. И речь идет не о задаче разбогатеть, а о вполне себе повседневной жизни.

С чего начать?

Начните с обучения управлением расходами или бюджетирования. Объясните просто и ясно, что такое кредит, почему его взятию нужно подходить ответственно и чем чревато его наличие в принципе.

Подчеркните насколько важно иметь сбережения, хотя бы небольшие. Они в большинстве своем исключают необходимость брать кредит и «загонять себя в угол должника». Так как управление капиталом понятие достаточно расплывчатое и сложное, попробуйте воспользоваться соответствующим приложением на компьютере, ноутбуке, а лучше в телефоне.

Примерный бюджет и расчеты

Как точно и грамотно оценить финансовую ситуацию на данный момент и на будущее? Составьте вместе с ребенком таблицу или напишите примерный месячный бюджет. Не ленитесь воспользоваться ручкой и бумагой, так будет нагляднее, а значит, ребенок лучше усвоит то, что вы пытаетесь до него донести.

Перечислите общий доход и разбейте расходы по мере важности. Начинать лучше всего с оплаты жилья, продуктов, топлива авто, страховки, счета за мобильный телефон. На последнюю ступень поставьте все менее важное – развлечения и так далее.

Объясните ребенку, что доходы и расходы могут время от времени колебаться. Поэтому важно пересматривать такой график, чтобы не стать заложником долгов, не важно, больших или маленьких.

Практика – лучший инструмент

Составьте и покажите примерный бюджет расходов на ребенка. Например, каковы были доходы и расходы вашего подростка за последний месяц. Включайте сюда школьные расходы, счета за мобильный телефон, покупку одежду, личные деньги, потраченные на прогулки с друзьями.

Теперь ко всему этому добавьте коммунальные услуги и продукты питания. Так ребенок увидит, что жизнь состоит не только из учебы и развлечений. Для того чтобы существовать, нужно себя обеспечивать.

Необходимость или желание?

Объясните разницу между потребностью и желанием. Ясно и просто объясните, что основные расходы являются приоритетными. Если финансовых средств мало, коммунальные платежи и затраты на полноценное питание важнее, чем кино, кафешки или покупка нового смартфона.

Расскажите, как балансирование между потребностями и желанием может повлиять на его или ее бюджет. Попросите ребенка рассказать, что как ему кажется относится к желаниям и можно ли обойтись без той или иной покупки. Проявляйте терпение, вы можете услышать совсем не то, что ожидали.

Как сделать платежи по счетам? Это вы знаете от и до и можете закрытыми глазами все оплатить. А вот ребенка этому нужно научить и все показать. Даже не все взрослые знакомы с тем, как оплатить коммунальные платежи. Покажите физический чек и объясните, как заполнять поля даты, получателя, суммы платежа и подписи. Если вы оплачиваете онлайн, то не поленитесь в следующий раз в месте с ребенком зайти на портал. Объясните, как заполнять платежную информацию.

Экономия

Да, экономия денег - это отдельная тема, но о ней стоит упомянуть при объяснении бюджета. Всего лишь 10 или 20 процентов ежемесячной экономии средств на менее важных затратах могут иметь просто огромное значение. Это очень важно, например, для случаев с чрезвычайной ситуацией, будущим первоначальным взносом за квартиру и др.

         В заключении хотелось бы отметить – желание ускоряет процесс обучения. Если ребенок не готов к принятию такой информации, не заставляйте его сидеть учить и зубрить. Действуйте поэтапно и естественно. Если вылить на него весь поток информации он ничего или мало что запомнит. Разбейте обучение финансовой грамотности на несколько этапов. Объясните, почему это важно, и какие преимущества дает знание и распределение бюджета. Когда он будет видеть от этого пользу, обучение будет без лишнего напряжения.