Попробуйте произнести скороговорку: "тренер на тренинге тренировал-тренировал да и натренировал". Получилось? Если не с первого, то со второго раза - точно. Ведь произнести скороговорку гораздо легче, чем, собственно, натренировать свою команду, научиться воздействовать на индивидуумов, чтобы укрепить корпоративный дух.
      Общемировой объем затрат на проведения корпоративных тренингов составляет порядка 100 миллиардов долларов. Международные корпорации вкладывают до 5% прибыли в образовательные программы для своих сотрудников. В первую очередь, интерес административного аппарата к тренингам обусловлен желанием максимально эффективно управлять своими сотрудниками. А по результатам исследований, проведенных более чем в 3000 компаний США, ежегодное десяти процентное увеличение затрат на бизнес-тренинги повышает эффективность работы сотрудников этих компаний почти на 9%.
      История тренинга уходит в далекое прошлое, когда психологические аспекты практически не учитывались в общей картине управления, когда реальным объектом управления выступал коллектив, а не личность. Расцвет психологии и пришелся на 60-70-е годы прошлого века. Примерно в это же время теория тренингов пополнилась такими новыми понятиями, как корпоративный тренер, групповая психотерапия, командные семинары.
      Долгие годы проведение обучающих тренингов для персонала было только бонусом, которым пользовались лишь некоторые компании и то, скорее с целью снять так называемое "коллективное напряжение" и разрядить психологическую атмосферу. Сегодня теория тренингов - это универсальные знания, неотъемлемая часть университетских программ факультетов психологии, социологии, менеджмента, маркетинга и смежных с ними дисциплин.
      В теории тренингов есть свои основоположники и люди, которые внесли огромный вклад в процветание корпоративных методов управления. Пожалуй, одним из самых громких имен в корпоративной психологии является имя Курта Левина.                                                                            
Курсы тренеров, обучение коучингу
    Курт Левин - наиболее яркая фигура среди американских ученых 40-60-х годов, разработал и внедрил в общую психологию "теорию поля". Согласно этой теории, каждый человек находится под воздействием поля окружающей его действительности, наполненной людьми, предметами, событиями и явлениями. Все действия личности формируются либо ее внутренними потребностями и волей, либо внешними обстоятельствами. Человек, оказавшийся только под влиянием из вне, хаотичен в своих действиях. Самый показательный эксперимент Курт Левин провел в послевоенные годы.
      Группе людей, состоящей из психологов, ученых, студентов, под предлогом проведения интеллектуального теста предложили по одному входить в некую комнату. Как только человек оказывался в помещении, его на время оставляли в одиночестве. На столе в комнате были расположены различные предметы: карандаши, бумаги, колокольчик и прочие мелочи. Результат эксперимента показал, что все испытуемые звенели в колокольчик и выполняли какие-либо действия с обнаруженными предметами.
      Своим экспериментом Курт Левин отстоял мысль о том, что человек без определенной собственной цели будет действовать так, как его запрограммируют обстоятельства. Сами того не осознавая, люди в комнате проделывали идентичные вещи с предметами, хотя их об этом не просили, и у них самих не было явной причины что-либо предпринимать.
     Будучи на фронте, Левин впервые обратил внимание на то, как внешние обстоятельства транспонируют восприятие людей, равно как и групповые решения и взгляды меняют индивидуума, подстраивая его под себя и свои нужды.
      В свое время будущий наставник таких выдающихся ученых, как Зейгарник, Фестингер, Курт Левин занимался развитием социальной психологии. В частности огромный вклад его исследовательские работы внесли в теорию тренингов.
      Управлять личностью через группу, гораздо легче, чем управлять группой через личность. Пройдя войну, потеряв в концлагере мать, повидав ужасы передовой, Курт Левин имел высокую научную цель - изменить сознание людей, чтобы сделать наш мир гуманнее и справедливей. В этом ему и должны были помочь групповые и индивидуальные психологические эксперименты. Для реализации своей идеи он почти 20 лет проводил научно-исследовательскую работу сначала в Германии, затем в Америке.
      Когда Курт Левин выяснил, что групповые тренинги имеют большое воздействие на индивидуумов, он начал разработку теории коллективных тренингов. В годы войны и послевоенный период никто кроме Левина не занимался подобными исследованиями. И его труды нашли применение в США уже в 1941-1942 годах.                                                          Тренинги личностного роста
       В виду производственного кризиса Штаты не могли обеспечить население белым хлебом, и на рынок поступил черный хлеб. Избежать волнений можно было, только убедив людей добровольно покупать черный хлеб. Эту задачу поставили перед ученым. Проведя исследование, Курт Левин узнал, что самым эффективным мотиватором к употреблению черного хлеба для американцев были призывы на митингах, общественных и рабочих собраниях тех, кто уже перестал потреблять белый хлеб. Теория тренингов Курта Левина включала в себя групповое изменение сознания, гуманизацию общества через групповые тренинги.
      Свои исследования Левин проводил не только в лабораторных условиях. В первую очередь, это были наблюдения, анализы и выводы, которые ученый делал в повседневной жизни. Так, в одном из ресторанов профессор решил узнать, помнит ли его официант, какие заказы ему еще предстоит выполнить и те, что он уже обслужил. Гарсон перечислил все предстоящие заказы и ни одного из тех, что уже выполнил. Из этого Курт Левин сделал вывод о колоссальной значимости для людей всех незавершенных дел. Теория тренингов времени не рассматривала степень законченности какого-либо процесса, как побудительный мотив для человека. И профессор взял этот случай на заметку. Впоследствии, история тренингов пополнилась теорией Левина о том, что управлять человеком, чьи потребности не реализованы и далеки от конечного результата, легче, чем человеком, выполнившим поставленные задачи.
      Родоначальник теории тренингов в своей работе часто пользовался символическими обозначениями, часто в его трудах можно было встретить рисунки и схемы. Схематическое понимание процессов управления группами и личностью помогло разработать теорию изменений. Курт Левин создал систему Т-групп, систематизировал все механизмы тренинговой работы и выразил их в следующих этапах:

  • размораживание - искоренение имеющихся принципов и ориентиров, ценностей и привычек участников тренинга
  • изменение (движение) - предоставление членам группы новых ориентиров, ценностей, стимуляторов, мотивов.
  • замораживание - закрепление полученных ценностей в качестве приоритетных.

      Курт Левин совершил переворот в теории тренингов, создав собственную модель управления группой. Кроме теоретической работы ученый постоянно практиковал. Современная теория тренингов сложена из наработок, исследований и огромного числа экспериментов, проводимых в группах, как Левином, так и его последователями. За многолетнюю историю тренингов учеными были обнаружены удивительные особенности коллективной психологии. Изучение этих особенностей позволяет коучерам и тренерам проводить эффективные корпоративные занятия и получать в результате сплоченные, целеустремленные и производительные коллективы.

Онлайн-обучение