Светлана Фортуна: «Мужчина — главное в жизни женщины»
С актрисой Русского драматического театра имени М. Горького Светланой Фортуной мы знакомы не первый год, и каждый раз она не перестает меня удивлять глубиной познаний, духовных поисков и стремлением понять внутренний мир своих героинь и просто человека. По ее признанию, она совершала немало ошибок в личной жизни, а осознала их лишь спустя много лет. Зато сегодня всецело готова к новой любви, а молодым людям и девушкам советует лишь одно. Об этом читайте в нашей беседе.
— Светлана, сегодня вас называют ведущей актрисой Русского театра Астаны, считают человеком, идущим в авангарде нашего театрального искусства. Много лет назад, когда вы были еще совсем юной и жили в Бишкеке, могли ли мечтать о таком?
— Когда я была совсем молодой, конечно, была уверена, что покорю когда-нибудь мир, но я не знала, что этот мир будет в облике Астаны. 13 лет назад, когда я только собралась сюда, накануне отъезда увидела сон, в котором были зеленые холмы, а над ними всеми цветами ярко горела радуга. Это был знак, что впереди меня ждет лучшее. И я, упаковав все свои вещи, разом рванула в Астану.
— А страшно было вот так взять и уехать из родного города? Какие чувства вас тогда одолевали? Страх или романтика?
— Скорее всего, романтика, страха не было. Тогда мне было 22 года, и я готова была идти вперед без оглядки. Когда мы с моим коллегой и близким другом Иваном Анопченко приехали в Астану, нас поселили в одной комнатушке площадью 12 квадратных метров. И в этом была своя прелесть. У меня появился опыт жизни в общежитии, и это по-своему классно. Поскольку я считаю, что художник должен быть голодным, но только в период от 16 до 25 лет.
— Почему именно в этот период?
— Потому что на этом возрастном отрезке человек готов творить и создавать от всей души. Это время, когда ни о чем другом ты и не думаешь. Но после 25 лет приходит осознание того, что материальные блага все же важны в нашей жизни и жить без хороших бытовых условий нельзя. Сегодня, к примеру, я уже не могу позволить себе, как раньше, быть голодной, без определенного комфорта не будет и творчества. А в молодости работала за копейки, и очень много. И меня это устраивало.
— А костюм Снегурочки приходилось надевать на новогодние утренники, чтобы заработать деньги?
— О да! Вспоминаю это время с ужасом. Целых десять лет я варилась в этой сфере. Конечно, это было хлебное время, и если на кого-то в Новый год падал снег, то на нас падал золотой дождь. За 20 дней мы зарабатывали столько денег, что их хватало на весь оставшийся год. Но со временем жутко устала от этого. Я понимала, что театр все же должен быть на сцене, а не там, где люди гремят вилками и ложками, где пьяные мужики пытаются раздеть Снегурочку. Однажды меня при этом даже чуть не убили. Поэтому решила, что пора с этим кончать. Я уехала в Индию, сожгла там свой костюм Снегурочки, а пепел развеяла над рекой Ганг. Вот так и покончила со старой жизнью.
— Кстати, об Индии. Я знаю, что вы питаете сильную любовь к этой стране. Сколько раз вы там бывали, три, кажется?
— Пять. Да, действительно, я очень люблю эту страну. А впервые там побывала тогда, когда умирала.
— В каком смысле? От чего умирали?
— От возникших жизненных обстоятельств. Тогда я разводилась с мужем, жила и ночевала в гримерной театра. Это было время, когда все разрушилось в один миг, и я поняла, что только в Индии смогу обрести душевное равновесие. Каким-то чудом за десять дней смогла достать визу и билеты и сразу же улетела туда. Обратно вернулась «на ракете», и жизнь сразу же стала налаживаться. После я получила от нее все, о чем только может мечтать женщина.
— А чему вы там научились?
— Умению прощать, мириться, сдерживаться, не беситься с жиру и в целом любить свое окружение, людей, быть благодарным за то, что имеешь, высшему разуму.
— И как вы себе представляете этот высший разум?
— Всегда по-разному. Знаю только, что я с ним на ты и мы очень дружим. Знаю, что он меня любит, и поэтому я всецело доверяю ему. Нужно всегда доверять ему, и он обязательно даст знак. Возможно, это будет сон, а возможно, какие-то люди. В Индии, кстати, у меня бывали случаи, когда индусы неожиданно начинали говорить со мной по-русски, четко отвечали на мои вопросы, которые давно меня волновали. Это было невероятно, подобно какой-то магии.
— А вы не пробовали переспросить их? Вдруг они знали русский язык и решили просто начать с вами беседу?
— Нет, я никогда не останавливалась и ничего не уточняла. Не делала этого потому, что не хотела вдаваться в подробности, начинать все рационализировать и тем самым разрушать эту сказку. Я просто знала, что это были некие вспышки и секунды озарения, когда находишься в неком информационном поле, где все люди друг друга слышат и понимают. И в целом я считаю, что наша жизнь вся состоит из таких вот вспышек свыше, надо лишь уметь их разглядеть. Что-то подобное у меня было и с сериалом «Перекресток в Астане», в котором я сегодня снимаюсь.
— Было озарение?
— Скорее была материализация мыслей. Я довольно продолжительное время работала над озвучиванием женских ролей в одном турецком сериале. И вот однажды, работая над очередной серией, задала себе вопрос: «А почему я озвучиваю кого-то? Почему сама не нахожусь в кадре и не играю главных героинь?» И с того самого момента начался процесс обдумывания этой идеи. Я сфокусировалась на этой мысли, и с каждым разом она обретала все более четкие очертания. Наконец пришел момент, когда эта мысль целиком выкристаллизовалась в идею. И спустя четыре месяца с того момента мне позвонили и предложили роль Людмилы.
— Скажите, а у вас много в жизни врагов? Как-то вы сказали, что относитесь к ним как к спарринг-партнерам. Но, насколько я вас знаю, человек вы неконфликтный, не большой политик и не финансовый воротила. Неужели у вас есть враги?
— Вы знаете, так получается, что самые худшие враги зачастую находятся среди самых близких людей. Поскольку именно с этими людьми ты чаще всего находишься в контакте, то из-за этого и попадаешь в общие стрессовые ситуации, здесь, как правило, либо они тебя могут увидеть в не самом приглядном свете, либо ты их. И получается, что самые родные и близкие люди оказываются самыми опасными врагами, которые запросто могут ранить тебя. Но хуже всего, что я в свои 34 года до сих пор умудряюсь на это обижаться.
— А как же не обижаться?
— Понимаете, в каждой обиде есть какая-то скрытая выгода. И люди обижаются, потому что… И этих «потому что» у них великое множество, за что они как бы требуют возмещения. А это, я считаю, характерно для незрелых людей.
— Известный российский режиссер Егор Кончаловский однажды сказал, что в своем загородном доме он старается спрятаться подальше от своих родных. Мол, только так можно избежать ссор и ненужных стрессов. Вы согласны, что от родни и вообще от людей стоит держаться подальше?
— От людей — да. Временами я тоже жуткий социопат. И когда вокруг начинает возникать слишком много людей, хочется куда-нибудь убежать. Но это не касается близкого мужчины. С мужчиной женщина должна быть единым целым.
— Считаете, что мужчина — это главное в жизни женщины?
— Конечно.
— Тогда откуда, на ваш взгляд, сегодня среди женщин, и особенно среди девушек, царит циничное и даже презрительное отношение к мужчинам? Многих послушаешь, так мужчины у них виноваты во всех их горестях. Особенно это видно по высказываниям в соцсетях.
— Дело в том, что сейчас мы живем в эпоху Водолея, которая считается исключительно женским временем. И каждая женщина по чуть-чуть, но все же культивирует подобное негативное отношение к мужчинам. Да, возможно, некоторые мужчины в наше время обмельчали и распались на частицы и атомы. И найти цельного и внутренне сильного мужчину непросто. Но в этом отчасти и мы, женщины, тоже виноваты. Ведь быть мужиком в юбке — это не дело. Женщины очень эмоциональны и обидчивы по природе, и поэтому мало кому хватает ума и мудрости, чтобы не сказать какую-то гадость в адрес мужа или возлюбленного. А дочь, как правило, перенимает всю эту программу жизни от матери, в которой все мужчины — сволочи, отец — ничтожество и всю ее жизнь загубил.
— Вы тоже через такое прошли? В молодости вы часто обижались без причины?
— Еще как! Я и обижалась без причины, и требовала слишком многого, и вообще, вела себя как девчонка. Именно поэтому мой первый брак с актером Романом Чехонадским закончился так плачевно. Многое поняла лишь спустя время. Но зато сейчас мы с ним не разлей вода. И более мудрого и родного человека в моей жизни нет. Хотя мы и живем сегодня на разных территориях, но все же продолжаем воспитывать нашу дочь.
— Получается, именно неопытность молодости стала причиной разрыва ваших отношений?
— Наверное. Я вообще считаю, что ранние браки обречены на крах. Ведь мужчина, который еще не вырос из мальчика психологически, не готов создать семью. Только вчера он играл с машинами, сегодня — в игровую приставку, а завтра — в карты. Разве может он нести ответственность за женщину и детей? Поэтому настоятельно рекомендую мужчинам не жениться раньше 30 лет. К этому возрасту, я думаю, он уже созреет для того, чтобы одним своим отношением сделать женщину королевой.
— А у вас есть такой мужчина?
— Скажем так: сегодня я готовлю почву для такой любви. Я не хочу быть духовным инвалидом и наступать на те же грабли. Поэтому, когда я буду готова, такой мужчина обязательно появится.
— Кстати, о женщинах в юбке, о которых вы недавно упомянули. А ведь ваша героиня в сериале «Перекресток в Астане» именно такой и является. Она акула бизнеса, винит своего мужа-ученого в неспособности много зарабатывать, а сама превыше всего ценит власть и деньги. Неужели сегодня это образец успешной женщины?
— Конечно, нет. Моя героиня Людмила при всей своей хваткости очень несчастная женщина. Ведь рядом нет того самого мужчины. Да, может быть, такие женщины и выглядят очень респектабельно, но я уверена, что женщина не создана для бизнеса. Она создана для любви.
— А что вы можете посоветовать молодым девушкам относительно любви?
— Я бы посоветовала любить мужчину безусловно. Раньше я всегда любила человека за что-то. За какие-то качества. И большинство женщин тоже так любит — за внимание, подарки, за то, что мужчина ее боготворит.
— Но в этом есть доля эгоизма, вы согласны?
— Согласна, но так уж мы, люди, устроены. Тщеславие, эгоизм всегда живут в нас.
— Я знаю, что ваша любимая постановка, в которой вы часто играете на сцене театра — это «Трамвай «Желание». Ваша героиня Бланш Дюбуа так же, как и Людмила, несчастна в жизни, и особенно в личной. И во многом, конечно, их образы отражают современных женщин. Неужели есть такой закон, когда все мечты и надежды в конце концов обречены быть разбитыми? Что, на ваш взгляд, отделяет человека от его мечты?
— Я думаю, нехватка концентрации и действий. Это два очень важных компонента на пути ко всему, чего вы сильно хотите. Когда человек видит гору вдалеке, он должен идти только к ней. Если же его внимание отвлечет мелкий холмик на пути, то тогда и мечты, конечно, будут разбиты.