Формирование навыковЧеловек, заинтересованный в профессиональном росте, постоянно стремится к повышению своей компетенции. Формирование навыков в любом деле занимает время, требует сил и мотивации. Но возможность применить эти умения стимулирует специалистов к развитию своих знаний и профессиональных навыков. Сами того не замечая, в быту и на работе мы используем одни и те же способности. Знания финансового анализа обеспечивают грамотное выполнение рабочих проектов и распоряжение личными средствами, бухгалтерский опыт прямо отражается на контроле «домашнего капитала», развитые лидерские качества способствуют укреплению авторитета вне работы.

Понятие «навык» можно охарактеризовать как совокупность действий, которые мы способны выполнять самостоятельно, без подсказок и консультаций, на уровне привычки. В зависимости от того, насколько успешно мы выполняем это автоматическое действие, можно судить о нашем опыте и компетентности в определенном деле. Например, чтение – общепринятый навык. Но в зависимости от того, как часто и много человек читает, этот навык модифицируется либо в беглое и вдумчивое, либо в невнимательное или слишком медленное чтение.

Скорость и успешность формирования навыков зависят от личности человека, его потребности в новом умении и того, в какой области оно будет применено. Развитие каждого их них зависит только от самого человека, его желания и заинтересованности. Все наши навыки можно разделить на несколько базисных групп по уровням.

Уровень восприятия

Перцептивные навыки, базируются на восприятии органами чувств. Формирование навыков перцепции происходит с рождения. Познавая мир, мы развиваем сенсорное, тактильное, акустическое и другие восприятия. В дальнейшем мы, например, способны определить знакомый фрукт запаху, не видя его. Мы также можем узнать его по форме, структуре или попробовав на вкус. На слух мы можем отличить треск огня, шум прилива или завывание ветра, распознать любимого исполнителя. Эти навыки помогают нам ориентироваться во внешнем мире. Развивая органы чувств, ответственные за реализацию разного вида навыка, люди становятся дегустаторами, музыкантами, парфюмерами и эвалюаторами и т.д.

Дуг Лемов , Эрика Вулвей , Кейти Ецци: «От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений»

Уровень сознания

«Cogito, ergo sum» - «Мыслю, следовательно – существую» – изрек Декарт. Средневековый философ одной фразой выразил важность мыслительного процесса, интеллекта в судьбе человека. Современные ученые определили интеллектуальные навыки в отдельную категорию способностей личности. Формирование навыков мышления берет начало в самом раннем детском возрасте. В дальнейшем интеллект развивается, создаются всё новые и новые нейронные связи, появляется багаж знаний, развиваются аналитический и творческие отделы головного мозга. Механизм получения, анализа и усвоения информации так естественен, что мы не задумываемся о его сложности. В тоже время стремимся развивать интеллектуальные навыки. К ним относятся любые: от счета на пальцах, до решения тригонометрических уравнений. Все зависит от уровня развития интеллектуальных навыков.

Физический уровень

Обычные движения, простые дела, физические упражнения, которые мы выполняем не задумываясь, относятся к двигательным навыкам. Эти действия доведены нами до автоматизма: навык включения телевизора или компьютера для пользователя PC или момент завода машины для автомобилиста. Сформированный навык включения кнопки или поворот ключа зажигания настолько прочно закрепился в нас, что эти движения мы всегда в состоянии выполнить.

Формирование навыков разных категорий может происходить как осознанно, так и бессознательно. Например, письму мы учимся, тренируя моторику, разрабатываем физическое умение правильно владеть пишущим инструментом, контролируем почерк. В этом случае мы намеренно развиваем необходимые двигательные, интеллектуальные и перцептивные навыки. Любое действие такого рода является вторично автоматизированным. Формирование навыков первичного характера отличается тем, кто происходит не осознанно. Например, навык сжимания ладони. Этот природный хватательный механизм врожденный, мы автоматические сжимаем ладонь, если хотим что-либо в ней удержать.

Вторично автоматизированные навыки требуют от нас постоянных тренировок. Чтобы сформировать навык быстрого набора текста, будущие секретари несколько месяцев осваивают теорию и практику печати на компьютере, слесарь должен овладеть множеством инструментов, чтобы выполнять механосборочные работы. Любая профессия связана с обучением, формированием навыков, их развитием и оттачиванием на практике.

Курсы, тренинги по самопознанию

Формирование навыков происходит под воздействием таких факторов, как скорость обучения, текущий уровень, точность выполнения. Если человек легко обучаем, то скорость формирования нового навыка будет также высока. Быстро обучаемые люди сразу «схватывают» основы, а в дальнейшем самостоятельно развивают полученные умения, доводя их до совершенства. Человек, имеющий определенные понятия, предрасположенность или базисные знания о приобретаемом навыке, также будет легче и быстрее осваивать новое ремесло, инструмент или науку.

Последний фактор – точность – характеризует то, насколько правильно человек понял и выполнил задание. Качество формирования навыка прямо зависит от внимательности человека, насколько он точен и вдумчив в период обучения. Глубокое понимание позволит человеку шире использовать полученный навык, трансформировать его, улучшать, переориентировать.

Формирование навыков – это лишь первый этап на пути полноценного овладения им. Чтобы умение не притупилось, не забылось и не ухудшилось, необходимо постоянно практиковаться. Например, человек, который давно не ездил на велосипеде, с большей осторожностью сядет за руль и разгонится до привычной скорости, чем тот, кто на велосипеде ездит постоянно. В процесс реализации любых навыков включены и интеллектуальная и мышечная память. Без регулярной или периодической практики любой навык может быть забыт.

Старые навыки можно вспомнить и восстановить, но на это уйдет время. Новые навыки, конечно, формируются дольше. Каждое новое действие требует сосредоточенности, концентрации. Привыкая выполнять что-либо в определенном режиме и темпе, используя конкретные средства, мы бываем вынуждены перестраиваться. Такая оперативность очень важна для формирования нового навыка. Например, тем, кто пользуется компьютерной мышью, достаточно сложно освоить тачпад. Только попрактиковавшись, пользователь становится способен не терять курсор под пальцами, не выходить за тачпад, также оперативно применять левую и правую кнопки, как на мышке.

Формирование навыков, даже самых простых – это усердная работа над собой. Чтобы успешно овладеть любым навыком, нужно не терять мотивацию и чаще практиковаться.

 

Читайте также:

Навыки и умения современного человека.