Для некоммерческих организаций фандрайзинг, без преувеличения, является основополагающей стратегией существования. Фандрайзинг – это искусство привлечения внешних как материальных, так и нематериальных средств и иных ресурсов. Ни одна некоммерческая организация без дополнительных средств не сможет осуществлять свои общественно значимые проекты.
Для того, чтобы фандрайзинговая стратегия была успешной, эксперты рекомендуют сделать ряд правильных и последовательных шагов, являющихся основой фандрайзинга.
Последовательность и цикличность
Шаг первый – оценить свои потребности. Какие ресурсы НКО может найти сама, а для каких нужны спонсоры или меценаты.
Шаг второй – определить потенциальные источники. На данном этапе важны не столько сами источники финансирования, сколько верно выбранная и озвученная цель проекта, на который нужны денежные средства.
Шаг третий – разработать мероприятия по привлечению ресурсов. Для того, чтобы осуществить тот или иной проект не всегда нужны большие материальные затраты. Иногда достаточно грамотно проведенной информационной компании. Если ваша НКО намерена получить грант, то вашим единомышленникам нужно быть готовыми к тому, что заявки будут рассматриваться несколько месяцев, а также никто не даст гарантии того, что вашу организацию выберут в качестве победителя. Специалисты в области привлечения ресурсов рекомендуют задействовать несколько альтернативных источников для осуществления проекта.
Шаг четвертый – оценка результатов по поиску дополнительных средств, работа над ошибками. По мнению экспертов, самое главное в разработке фандрайзинга – это его постоянство и цикличность. То есть внешние ресурсы надо привлекать постоянно, а не ждать грома среди ясного неба: деньги с неба не сыплются, поэтому закончили работу над одним проектом, начинаете работать над другим.
Письмо спонсору
Как отмечают эксперты в области фандрайзинга, письма к спонсору бывают личные и общие. В общих письмах вы не указываете ни имени спонсора, ни название его организации, поскольку работаете практически вслепую – просто оставляете письмо в канцелярию и ждете ответа. Личное письмо можно написать тогда, когда вы либо знаете самого руководителя той организации, в которую обращаетесь за помощью, либо знаете не понаслышке о благотворительной деятельности самой организации. Чем лаконичнее ваше письмо спонсору, тем больше шансов, что его прочтут и примут быстрое решение. Вырабатывая стратегию привлечения ресурсов, важно понимать различие между спонсорами, меценатами и донорами. Спонсорами и донорами являются организации. Только доноры передают вам свои средства безвозмездно, а вот спонсоры заинтересованы в том, чтобы их торговая или промышленная марка была разрекламирована в ходе осуществления проекта, осуществляемого некоммерческой организацией. Меценаты – это частные лица, которые передают вам также свои средства безвозмездно.