Детская психология: учим малышей делитьсяОтвечая на вопрос: «Как научить своего ребенка делиться», хорошо бы для начала ответить на другой, не менее важный: «Зачем»? Нередко складывается ситуация, когда молодой неопытной маме становится стыдно за своего «жадного» ребенка на детской площадке перед посторонними. По крайней мере, сердобольные бабушки и не самые тактичные мамаши воспринимают обыкновенное чувство собственности практически любого, даже взрослого человека, именно как жадность. Но малыш не обязан ни с кем делиться! Особенно, когда любимую игрушку у него пытается забрать кто-то, кого он видит впервые, либо когда он находится в плохом настроении. Малыш может поделиться, если ему самому этого захочется. Здесь и проявляется задача любящих родителей – объяснить, что иногда делиться может быть приятно и очень полезно.

Чем руководствуются родители, когда пытаются научить своих детей делиться?

Мотивы обычно следующие:

  • если малыш будет разрешать другим детям играть своими игрушками, это поможет ему завести новых друзей и знакомых;
  • проявление щедрости или хотя бы предложение поменяться игрушками - научит малыша выходить из конфликтных ситуаций без помощи взрослых;
  • благодаря ощущению собственной значимости, малыш сможет повысить свою самооценку («Мои игрушки нравятся всем!») и осознать свою щедрость («Меня похвалили!»);
  • ребенок научится относиться к людям с добротой, а, возможно, и отдавать что-то, не ожидая ничего взамен.

Когда мы разобрались с вопросом «ЗАЧЕМ учить детей делиться», переходим к рекомендациям о том, КАК это сделать. Эти советы дают ученые-социологи, проводившие различные исследования детской и в целом человеческой психологии поведения.

Книги для родителей

1. Необходимо дать ребенку право выбора

Н. Черняк и Т. Кушнир – психологи из Корнельского университета в США, пришли к выводу, что ребенок будет делиться с большим желанием, если его не будут к этому принуждать.

2. Не нужно материально поощрять ребенка за проявление щедрости

Исследователь Р. Фейбс выяснил, что малыш, получивший в награду за свою щедрость что-то материальное (конфету, например), в будущем и вовсе перестанет делиться с окружающими. Происходит это потому, что он будет воспринимать щедрость как нечто неприятное, ведь родители вынуждены были наградить его за это! Однако на «словесную» похвалу это правило не распространяется. Наоборот, как утверждают исследователи Хастингс и Гарнер, дети, которых часто хвалят их родители, в будущем лучше адаптируются в коллективе, становятся более щедрыми и коммуникабельными.Детская психология: учим малышей делиться

3. Нужно давать малышу шанс поделиться

Согласно исследованиям психологов Н. Черняк и Т. Кушнир выяснилось, что ребенку, поделившемуся игрушкой однажды, будет проще проявлять свою щедрость в будущем. А профессоры Д. Пизарро и П. Саловей, из Йельского университета в США советуют родителям самим моделировать ситуации, помогающие ребенку проявлять сопереживание и эмпатию. Например, читая книги, обсуждайте с ребенком сюжет, в котором кто-то из героев остался обижен и несчастен, попросите малыша дать характеристику чувствам и эмоциям этого героя.

4. Перестаньте «сюсюкать» с малышом

Давно известно, что даже с маленьким ребенком не нужно «сюсюкать», с ним нужно разговаривать как со взрослым человеком, который имеет свое собственное мнение, право голоса, причем не только на детской площадке, но и дома. Воспринимайте поступки своего малыша как осознанные, продиктованные его эмоциями, чувствами, логикой - с самого раннего возраста общайтесь с ребенком с позиции «разума», каким бы маленьким он не был - советуют психологи Ч. Фернихоу и Э.Майнс. Тогда ваш малыш со временем научится самостоятельно понимать причины своих действий, будет осознавать свои эмоции и чувства. В будущем это приведет к тому, что он научится понимать чувства и эмоции и других людей, а значит, сопереживать им.

Курсы, тренинги, семинары по детской психологии

5. Будьте внимательны к своему ребенку

Исследовав способность детей дошкольного возраста сопереживать и проявлять эмпатию, профессор психологии М. Барнетт из Канзасого университета в США выяснил, что лучше понимают сверстников, делают добро и проявляют щедрость те дети, к психологическим нуждам которых внимательно относятся их родители. Эти дети даже в самом маленьком возрасте способны осознать не только то, что игрушку у них пытаются забрать, но и то, по какой причине у «соперника» возникло такое желание.

6. Идентифицируйте ребенка со сверстниками

Как выяснила Каролин Занн-Векслер, исследователь из Национального Института психологического здоровья в США, ребенок с большей вероятностью будет сопереживать малышу, с которым он знаком или имеет что-то общее. Вы можете просто акцентировать внимание своего ребенка на том, что его «коллега» по песочнице так же, как и он, любит машинки. Или напомнить о том, что в прошлый раз Вася тоже вышел во двор с машинкой, и они весело играли вместе.

7. Напомните ребенку о похожей ситуации

Ученые Д.Рид и Дж. Левенштайн исследовали способность человеческого опыта в прошлом влиять на предвидение эмоций и ощущений в будущем. В итоге были предложены следующие рекомендации: когда малыш хочет взять чью-то игрушку, напоминайте ему о том, как в прошлый раз у него самого просили что-либо для него ценное. Обратите его внимание на то, как неприятно получать отказ, когда хочется поиграть с чужой вещью.Детская психология: учим малышей делиться

8. Примеряйте чужие роли

Исследовав способность человека к сопереживанию, психолог П. Варки из Медицинской ассоциации США выяснил, что люди будут понимать чужие проблемы гораздо лучше, если «примерят» на себя роль этого человека, смогут на какое-то время поставить себя на его место. Предложите ребенку, играя со своими плюшевыми зверушками, уговорить мишку поделиться чем-то с зайчиком. Так ребенок сможет «примерить» сразу три роли: дающего, просящего и советчика-наблюдателя.

9. Показывайте ребенку личный пример

По утверждению психолога Нэнси Эйзенберг, дети зачастую копируют модель поведения родителей, особенно в вопросах сопереживания и поведения в коллективе.

Читайте также: «Методы воспитания детей: хвалить или бранить»

10. Как можно чаще обнимайте своего малыша

Огромная польза объятий уже давно была доказана различными учеными. Они положительно влияют на здоровье человека и повышают способность противостоять стрессу. А психолог Г. Домес и вовсе доказал, что благодаря частым и регулярным объятиям, в крови повышается содержание окситоцина, что делает человека добрее к окружающим. Малыш, которого постоянно целуют и обнимают, охотнее станет делиться своими игрушками и не будет ждать награды взамен.

По материалам: Елена Тимофеева, materinstvo.ru